0
0
0

Эпохи Тайсё и Сева (1912-1988 гг.)

Эпохи Тайсё и Сева (1912-1988 гг.)
Итоги Первой мировой войны позволили Японии интенсивно развивать свою экономику. Тогда как поток товаров из Европы в Азию истощался, японские товары азиатский рынок завоевывали. В 1914 году японцы захватили принадлежавшие Германии территории на острове Шаньдун. После вступления на престол в 1926 году императора Хирохито в Китай в Шаньдун был отправлен экспедиционный корпус, в 1931 году началась оккупация Маньчжурии, закончившаяся созданием марионеточного государства Маньчжоу-го. В 1933 году Япония отправила экспедиционный корпус в Китай в Жэхэ, в 1935 году началось вторжение в Монголию, в 1936 году Япония подписала пакт с Германией, став ее союзником. В 1937 году началась японо-китайская война. В 1938 году японские военные начали претендовать на установление «нового порядка» в Восточной Азии. Дальнейшее хорошо известно. После вступления Японии во Вторую мировую войну, после потери территорий в Тихом океане, разгрома Советской Армией армии Квантунской и подписания акта о капитуляции в августе 1945 года новый порядок, но уже в самой Японии, начали устанавливать американцы.

В начале 30-х годов XX века в японской армии и флоте появились очень похожие между собой мечи традиционного средневекового типа (тати). Армейский син-гун-то (новый военный меч), заменивший кю-гун-то, чаще всего имеет клинок промышленного изготовления, но встречаются и старинные клинки. Ножны стальные или цветных металлов с деревянной начинкой. На ножнах четыре металлические детали — одно кольцо аси, сибабики, исидзукэ, кутиганэ, патинированные в зеленые, коричневые или хаки оттенки. С 1943 года детали ножен имеют патину черного цвета. Аси имеют два ободка, но с 1944 года ободок один. Распространена кожаная коричневая обертка ножен— «полевые ножны». Несмотря на наличие хабаки, клинок удерживается в ножнах при помощи защелки с кнопкой в кольце рукояти (фути). Рукоять белой самэ с коричневой оплеткой (изредка зеленого, синего или черного цвета). Цуба латунная формы аои. У мечей старших офицеров в цуба имеются сквозные отверстия. Присутствуют 4-8 сэппа, причем встречаются дай-сэппа (очень большие сэппа из меди). Средние сэппа из сякудо или позолочены, маленькие внешние сэппа латунные, серебряные или алюминиевые. Мэкуги — бамбуковый. Чин офицера определяется по цвету шнура и кистей на его сонцах. Основной цвет шнура — коричневый. Присутствие красных нитей выдает младшего офицера, синих — старшего, наличие красного цвета и золотого зигзага отличает генерала. Носили сингун-то вертикально. Это наиболее массовый японский военный меч, который использовался как боевое оружие до конца Второй мировой войны. 

В связи с режимом экономии, введенным в слабеющей Японии Б 1944 году, стандарт син-гун-то был изменен. Использовалась не латунь, а только вороненое железо. Упростилась цуба — теперь это плоская черная пластина. Рукоять крепится к хвостовику двумя винтами. Плоский коричневый шнур продет в отверстие в кабутоганэ. Оплетка рукояти сплошная, шнур оплетки зеленый или коричневый, часто сильно лакированный. На ножнах исчез ободок сибабики. Мечи офицеров военно-морских сил Японии — кай-гун-то (военно-морской меч), заменившие кю-гун-то одновременно с армейскими син-гун-то, имеют незначительные отличия от последних. Ножны деревянные с сине-черным лаком или оберткой лакированной шагренью. Пять металлических деталей имеются обязательно — здесь используются два аси. Самэ рукоятей кай-гун-то черного цвета, шнур оплетки коричневый, детали из золоченой бронзы или меди. Цуба овальная плоская из сякудо, дай-сэппа из сякудо с гравированными расходящимися лучами. Золоченые мэнуки в форме трех кругов с цветами сакуры внутри. В связи с военным психозом, охватившим Японию в 30-х годах XX века, в семьях потомственных самураев появилось явление адаптации личных мечей (так сказать, гражданских) к нуждам военного времени. Так как изготовителей оправ мечей за исключением государственных предприятий, работавших на нужды армии, не было, такие мечи имеют оправы массового изготовления. Цуба обычно бронзовые с изображением сакуры, бамбука, морских раковин или звезд. Мэнуки разнообразные, шнуры оплеток черные или сине-зеленые. Ножны украшены лаками разных цветов. После капитуляции Японии все японские офицеры были вынуждены расстаться со своими мечами. Старшие офицеры подарили свои мечи офицерам оккупационных войск, мечи младших офицеров были складированы и вывезены как трофеи. Официально американцы захватили 661 621 клинок. Из них в виде экспонатов для музеев и подарков было роздано 372 609 клинков. Остальные 289 012 клинков были уничтожены.

Что касается искусства японских кузнецов, работавших после вступления на престол императора Муцухито в 1868 году, то из-за запрета на ношение мечей спрос на них сошел на нет и кузнецы остались без средств к существованию. Им пришлось забросить свое ремесло, и говорить о каких-то явлениях не приходится. Осталось считанное количество фанатично преданных своему делу мастеров — Миямото Канэнори (1829- 1914 гг.), Дзёунсай Иэнсин (1846-1920 гг.), Сэйхо Сумитани, Гассан Садакацу (1836-1918 гг.), которым было некому передать секреты мастерства, и в конце концов в этой области наступило запустение. Например, кузнец Хории Тосихидэ из Бидзэн несколько лет искал опытных молотобойцев, без помощи которых качественный меч не сделать, и так и не нашел их. Заботясь о сохранении культурного наследия, еще в 1872 году правительство издало Закон о сохранении древнего оружия и антикварных вещей, а в 1887 году был утвержден Чрезвычайный комитет по расследованию дел о сокровищах. С 1907 года стал действовать Указ о выделении мечей в категорию государственных сокровищ. В 1929 году вышел Закон о сохранении государственных сокровищ, под действие которого попали и мечи, хранящиеся у частных лиц. Многие выдающиеся изделия, не попавшие в категорию государственных сокровищ, были запрещены к вывозу из Японии. В 1933 году начал действовать Закон о сохранении важных предметов искусства, изделий большой исторической или художественной ценности, включая и мечи.

Относительно технологии ковки мечей нового времени можно сказать следующее. В основном это мечи промышленного изготовления с закалкой в масле (кикай-дзукури). Так как они кованы из цельного куска промышленной стали, узор поверхности у них отсутствует, да и хамон фальшивый. В эпоху Сева фирма Тэнсёдзин в г. Камакура изготавливала клинки кай-гун-то из нержавеющей стали (тай-сю-ко). Еще имеется группа клинков хан-китаэдзукури (сделано полуковкой), в изготовлении которых широко применялся ручной труд. Эти клинки могли быть закалены и в воде. В частности, в начале XX века кузнец Цунэёси Мурата начал изготавливать клинки, используя куски промышленной стали и закаливая их в масле, — стиль мура-то. А вообще все клинки, изготовленные после 1868 года в традиционной манере ручной ковки, называются гэндай-то. У них имеется узор поверхности и все детали хамон. Еще имеется группа необычных клинков, кованных из рельсов железной дороги в Маньчжурии. Эти клинки, считающиеся высококачественными промышленными изделиями, выпускались Арсеналом в Мукдене и имеют соответствующее указание в виде надписи на хвостовике о том, что использовано маньчжурское железо (ман-тэцу).

На этом в истории японского меча можно было бы поставить точку. Поражение в войне японцы переживали очень тяжело. Агрессивная внешняя политика, бряцание оружием и заявления о своей национальной исключительности закончились тяжелым похмельем. В послевоенной японской действительности не нашлось места для воинственности и новому поколению японцев многие прежние идеалы и символы были чужды. Поэтому и искусство меча не имело приверженцев. Но оказалось, что ставить точку рано! Постепенно, сперва очень вяло, а затем все быстрее интерес к искусству меча в Японии возрождался. Появились общества любителей меча, появился спрос на мечи, не только старинные, но и современные — согласно традициям ручного изготовления, а поэтому появились и кузнецы. В наши дни ковка мечей в Японии переживает период подъема. Япония вновь вернула себе статус экономически процветающей страны. Богатые японцы имеют возможность приобретать не только необходимые в повседневной жизни предметы, но и тратят деньги на дорогие вещи ручного изготовления, в том числе и на мечи. Этому способствует и то, что японцы опять задумываются о своем месте в мире и ищут опору в своих традициях, в своей истории, и меч, как некий духовный и социальный символ, оказывается в поле зрения. Уникальный Японский Меч не умер. Он продолжает жить, и это тема для отдельной книги.

Информация взята из книги А.Баженова "История японского меча". Скачать книгу целиком можно по этой ссылке! 

Эпохи Тайсё и Сева (1912-1988 гг.)