0
0
0

Японское оружие в древнее время - периоды Яёй и Кофун (II в. до н.э - VI вв.)

Японское оружие в древнее время - периоды Яёй и Кофун (II в. до н.э - VI вв.)

В связи со своим расположением на дальней границе Евро-Азиатского континента, японские острова до середины XIX века оставались для подавляющего числа народов планеты малоизвестными. Фактически странами, оказывавшими на историю Японии существенное влияние на протяжении всей ее истории вплоть до нового времени, являются Китай и Корея. Контакты с остальным миром для Японии носили кратковременный и второстепенный характер. Поэтому, говоря об истории японского меча, мы неоднократно встречаемся с фактами воздействия культур народов, населявших территории Китая и Корейского полуострова.

В I тысячелетии до нашей эры на Японских островах сложилось первобытное общество, однако не эти племена заложили основы будущего государства. Незадолго до рубежа эр с материка начали переселяться высокоразвитые племена, с более высокой культурой, нежели местные жители. Пришельцы постепенно оттесняли аборигенов на север японского архипелага, и борьба между ними продолжалась в течение многих столетий, и сегодня на севере острова Хоккайдо все еще живут немногочисленные потомки коренных жителей Японии — айны. Временной отрезок 300 год до н. э. — 250 год н. э., так называемый период Яёй, характеризуется сосуществованием каменных и бронзовых орудий и появлением орудий железных. Очагами культуры являлись район Кинай на острове Хонсю, где ныне располагаются города Киото, Нара и Осака, и район на севере острова Кюсю. Археологические раскопки в этих местах показали более высокий технический уровень сельскохозяйственных орудий жителей Кинай, однако полное отсутствие там ритуального оружия, которого в менее развитом районе Кюсю было найдено очень много. Именно на острове Кюсю в период Яёй сильно развилась культура бронзового оружия (мечи, секиры, наконечники стрел и копий). На рубеже эр там научились выплавлять медь и ковать ее, однако бронзу получать не умели, а пускали в переплавку завезенные с материка бронзовые предметы, что приводило к потере части олова и полученная бронза (10-12% олова) уступала в качестве китайской.

В эпоху Яёй сосуществовали два типа однолезвийных мечей: прямой японский с широким клинком и прямой китайский с клинком массивным и узким. Археологами найдены многочисленные каменные литейные формы для изготовления мечей. Однако в повседневной жизни бронзовые орудия применялись, судя по всему, редко. Преобладали каменные топоры, серпы и ножи. Найденные каменные мечи и кинжалы характеризуются качественной полировкой поверхности и, несомненно, являются ритуальными атрибутами. В верованиях племен острова Кюсю оружие занимало главное место, мечи обожествлялись как тело бога, поэтому неудивительно, что в погребениях и местах религиозных обрядов их найдено много. Глава родовой общины во II—III веках нашей эры имел два символа власти — меч и копье.

К началу III века племена острова Кюсю подчинили обширные территории острова Хонсю. Одновременно усилилось влияние материковой культуры, так как в 280 году пало китайское царство У и эмигранты устремились на острова японского архипелага. С собой они привезли много кованого железного оружия, которое быстро распространилось и вытеснило оружие бронзовое. Период времени со второй половины III века н. э. до VII века н. э. именуется периодом Кофун (курганов). Для него характерны захоронения совершенно нового типа — деревянный или каменный гроб опускался в яму, засыпался землей так, чтобы образовался курган, вокруг которого выкапывался ров и заполнялся водой. Период Кофун отмечен появлением племенного союза в центре острова Хонсю и возникновением первого японского государства Ямато. В 405 году не имеющая своей письменности Япония признала в качестве официального языка китайский. Предметы, украшенные надписями, воспринимались людьми того времени как предметы магические. Естественно, что украшались надписями и мечи. Так, меч, найденный в кургане Фунаяма на острове Кюсю, имеет надпись: «Тому, кто будет носить этот меч, даруется долголетие, множество детей и внуков». В провинциях 2 Хиго и Мусаси найдены два меча китайского происхождения с инкрустированными серебром рисунками лошади и цветка. Также известно, что в 465 году в дар правителям Ямато из Китая от правителей династии Сун были привезены мечи длиной 150 см и мечи из Кореи, инкрустированные золотом.

Железные мечи не только ввозились с материка, но и изготавливались в самой Японии. Важным достижением японских оружейников периода Кофун является способ добычи железа из железосодержащего песка прибрежных дюн и дна рек. Железо выплавляли в маленьких горнах татара, типичных для корейских мастеров, при помощи ручных мехов. Этот способ был малоэффективен, так как требовал большого количества угля и сопровождался большими потерями железа, но, тем не менее, являлся крупным шагом вперед, так как теперь не надо было ввозить железо с материка. Мечи, изготавливаемые в Японии в период Кофун, делались по трем образцам — китайскому, корейскому и японскому. В кургане Ёкодзума археологи нашли широколезвийный ритуальный меч японского типа и ханива (глиняная фигурка) в виде узколезвийного меча китайского типа с остатками декора, раскрашенного киноварью. Найденные на полях сражений и в захоронениях мечи обычно прямые, иногда загнутые внутрь, с плоским обухом, их хвостовики сужаются с одной или обеих сторон и всегда имеют отверстия под заклепки. Навершия рукоятей мечей периода Кофун отличаются богатством форм. Мечи кабуцути-но тати (меч с молотом) местного происхождения с луковицеобразными или октаэдрическими навершиями, мечи канто-но тати (меч с кольцом) материкового происхождения с толстым металлическим кольцом 3 . Правитель Какурэмбоцу (407—425 гг.) заказал сто крепких мечей, и все они имели навершия рукоятей в виде кольца с фигуркой дракона или воробья внутри.

Мечи украшали золотой проволокой, гравировали, использовали чеканку и золочение. Такие мечи, носимые только людьми высокого положения, несмотря на очень парадный вид, оставались практическим оружием, удерживаемым в бою, по-видимому, одной рукой. Эти мечи вовсе не неуклюжи, как кажется, — подобные навершия выполняли роль балансира к тяжелому клинку длиной 60—80 см. Косвенно об этом свидетельствует фигурка воина, изображенная на оборотной стороне древнего зеркала, найденного археологами. Воин держит такой меч в одной руке. Подвешивались мечи к поясу горизонтально при помощи ремней. Следует отметить, что активное развитие японского оружейного дела в период Кофун произошло при активном участии китайских и корейских кузнецов. Например, известно, что мастер Такусо, выходец из Кореи, работавший в Японии в середине IV века, оставил после своей смерти целую школу кузнецов Корай Канрабэ, существовавшую наряду со школой Ямато Канрабэ4 . Отношение к мастерам-эмигрантам было очень почтительное. В ту пору предводители местных родов из соображений самозащиты имели собственные воинские формирования, для которых требовалось оружие, поэтому они приглашали кузнецов. В то время положение учителей занимали кузнецы, приехавшие из Пэкче (корейского государства Кудара). Когда в Ямато из Китая в результате быстрой смены южных династий (420-588 гг.) и утверждения государства Северного Ци (550-577 гг.) эмигрировало много людей, им было позволено расселиться и образовать несколько бэ (объединений мастеров), глав которых назначил сам царь Ямато.

Однако правители первого японского государства не довольствовались подобными подарками судьбы и проводили агрессивную внешнюю политику, совершая набеги на острова Ики, Цусима и даже на Корею. Тамошние мастера и земледельцы насильно увозились в Японию, и их объединяли в бэ. Так как эти люди были более образованны, чем их господа, рабов из них не получалось. Правильнее говорить о полусвободных объединениях мастеров. Среди этих бэ: кумэбэ (солдаты), югэбэ (лучники), кадзибэ (кузнецы), тономорибэ (дворцовая стража), имбэ (служители культа), саэкибэ (царская охрана). Среди мечей, которые осторожно можно отнести к тем далеким временам, — меч, согласно легенде принадлежавший младшему брату императора Тюай. У этого меча прямой клинок с обоюдоострой вершиной и закаленным лезвием типа мидарэ 5 . Рукоять и гарда сделаны из рога, а ножны из бамбука, на который натянута кожа. Последняя деталь позволяет предположить, что меч был привезен из царства У (222-280 гг.), так как в Японии бамбук на ножны не использовали. Еще известны два старинных меча, найденные при археологических раскопках на горе Хиго в провинции Хико и на горе Оэ в провинции Тамба. Оба они необоюдоострые и никак не свидетельствуют о своем происхождении — китайском или японском.

Информация взята из книги А.Баженова "История японского меча". Скачать книгу целиком можно по этой ссылке.

Японское оружие в древнее время