0
0
0

Японское оружие в период Хейан (782-1184 гг.)

Японское оружие в период Хейан (782-1184 гг.)

Во второй половине VIII века в Японии ожесточилась борьба за власть, в которой наряду с влиятельными домами активно участвовало и духовенство. Противостояние закончилось вооруженным конфликтом в 784 году, в котором погиб Накамаро, глава влиятельного дома Фудзивара. После этого Фудзивара Танэцугу тайно вывез императора из столицы в селение Нагаока. Через год Танэцугу был убит, а император перевезен противниками дома Фудзивара в селение Уда в провинции Ямасиро. Однако место было выбрано неудачно, так как эти земли принадлежали роду Хата, находящемуся в родстве с родом Фудзивара. Главы рода Хата убедили императора основать здесь новую столицу и финансировали ее строительство. Вскоре группа Отомо, противников Фудзивара, потерпела поражение и последние остались без сильных соперников. В 794 году было закончено строительство новой столицы Хэйан («Мир и покой»), спланированной аналогично китайской столице Лоян. В ней обосновались император и аристократы, но буддистские храмы, агрессивно проявившие себя в недавних событиях, преднамеренно были оставлены в Нара для ослабления их политической роли. В 858 году Фудзивара Ёсифуса возвел на престол своего семилетнего внука Сэйва и стал править в роли регента вплоть до момента совершеннолетия императора, когда его уговорили отречься от престола и постричься в монахи. Реальная власть перешла к верховному канцлеру (кампаку), назначенному из рода Фудзивара, и, вплоть до падения этого рода в 1184 году, члены семьи Фудзивара занимали главные посты при дворе, а императоры обычно женились на девушках Фудзивара. Матери 24-х из 27 императоров между 806 и 1155 годами были из рода Фудзивара.

В условиях отсутствия объединяющего весь народ фактора в лице реального императора, аристократы принялись укреплять свои кланы. Это вызвало внутреннюю политическую нестабильность в государстве, из-за чего было принято решение о самоизоляции страны. В 895 году Япония прервала отношения с Китаем и Кореей и замкнулась в себе. Въезд и выезд из страны были запрещены под угрозой смертной казни. В духовном и культурном плане самоизоляция Японии в эпоху Хэйан пошла ей только на пользу. Японцы занялись переосмыслением приобретенных ранее ценностей и выработали свою неповторимую индивидуальность. Культура Хэйан, взращиваемая в кругах аристократии, характеризовалась понятием красоты. «Некрасивое недопустимо» — этот девиз реализовался в термине моно-но аварэ (очарование вещей), означавшем стремление людей сделать красивым все — предметы, одежду, речь, жесты, мысли. Ценились утонченность и сдержанность чувств. Уровень культуры и образованность человека характеризовали его восприимчивость к недосказанности (ёдзё), общению намеком, когда суть предмета не указывалась конкретно. Намек оживлял мышление и фантазию, и когда ответ также был сделан в форме намека, это для людей Хэйан было высшей формой общения. Бумага и кисть стали лучшими подарками, чтение было включено в систему ценностей, общение велось посредством стихов. Мысли эстетов Хэйан витали вокруг преходящего характера этого материального мира, что выражалось в аллегорических формах — сломанных бурей хризантемах, зове кукушки в осеннем лесу, облетающих на ветру цветах сливы. Совершенно очевидно, что оторванность правящего класса от реальной жизни страны могла иметь только негативные для общества последствия. К середине X века земля из государственной собственности окончательно перешла к феодалам, которые активно укрепляли свои владения и для защиты создавали вооруженные отряды из зажиточных крестьян, то есть тех, кому было что защищать. Так появились класс буси и первые самураи 27 , объединявшиеся в отряды (то), которые сливались в группы (дай) по принципу кровного родства.

После смерти Фудзивара Митинага, сдерживавшего копившиеся противоречия, самурайские группы окончательно вышли из-под контроля властей. Начался этап упадка Хэйан, этап вооруженной борьбы двух мощных самурайских кланов Гэндзи и Хэйкэ, находившихся в родстве с императорами. Тайра Киёмори, возглавлявший клан Хэйкэ, захватил в 1179 году власть в столице, но клан Гэндзи в это время только готовился к удару. Воины Гэндзи, постоянно находившиеся в состоянии войны то с айнами, то с феодалами, накопили большой боевой опыт и создали мощную военную организацию. Во главе ее стали братья Минамото, решившие исход борьбы. Минамото Ёсинага занял столицу и выгнал из нее Тайра, второй брат Ёсицунэ погнал армию Тайра на юго-запад, выиграл у них два сражения, загнал в море и в битве при Дан-но ура вблизи современного города Симоносэки в 1185 году уничтожил их. Войска третьего брата Минамото Ёритомо расположились в столице. 

Основной метод боя периода Хэйан — поединки конных лучников. Военные семьи именовали себя юмия-но иэ (семьи луков и стрел), а воины часто обозначались как юмитори (лучники). «...Синдзэй поднялся до середины лестницы и стал наблюдать за редкой церемонией первого вхождения во дворец... пусть обычному человеку с высокого дома луну лучше и не видно, но сейчас он впервые вписывал свое имя в историю дворца, и это было честью для Носящего лук и стрелы...» «Для всадников и пеших не существовало ни летающих по небу птиц, ни бегающих по земле зверей, которых не остановили бы они стрелой, пущенной из луков». «—У повелителя Хатиро с острова Тиндзэй страшные лучники! Мой сын Ито Шестой убит наповал. На нем были качественные плотные кожаные пластинчатые доспехи, а стрела пробила двойной их слой и застряла в подкладке рукава Ито Пятого. Тем способом, что мы. пытались пробиться сквозь ворота дворца Сиракава в столице, — не выйдет, какие доспехи не одевай. Ужасно! Будучи живым он рвался в бой. какой стыд!— сказал Кагэцуна». — Книга «Хогэн Моногатари», XIV в.

Метод стрельбы из лука породил необходимость в особенном тяжелом доспехе, а высокая меткость лучников 29 вынудила сделать доспех очень глухим и плотным. Пробить такой доспех мечом было непросто, и мечи в период Хэйан изменились. Появился изгиб! Сколь бы острым не было лезвие меча, если оно воздействует на объект только под прямым углом, разрубить не так-то просто. Необходимо еще и движение в горизонтальном направлении. В день храмового праздника Эннити японцы ложатся на лезвие меча обнаженным животом, но режутся очень редко, так как меч остается неподвижным. Если при ударе меч опускается вдоль тела противника, он и рубит и режет. Поэтому появление изгиба увеличило поражающее действие мечей. Благодаря изгибу стало возможным использовать секущий удар, мощный и при этом не очень нагружавший стальное тело клинка. Сперва изгиб располагался в рукояти, а сам клинок оставался прямым, но к концу периода Хэйан изгиб, причем весьма выраженный, стало привычным размещать в области клинка, касающейся тела воина, когда меч в ножнах, — косидзори (изгиб у поясницы). Такая форма длинного меча удобна для рубки с возвышенного места (с лошади), чтобы, прицелившись, попасть в горло противника. Первым точно датированным изогнутым мечом в Японии является меч кузнеца Ки-но Наминохира Юкимаса от 1159 года, о чем свидетельствует надпись на его хвостовике. 

Другими отличиями мечей Хэйан являются их большая длина и маленькая вершина (киссаки). Если длина объясняется спецификой конного боя и потребностью с лошади добить упавшего на землю противника, то малая вершина меча обусловлена тем, что колющий удар против глухого доспеха периода Хэйан был неэффективен. Единственным незащищенным местом у экипированного воина оставалось горло. Только маленькая вершина меча могла поразить его.

Хотя еще в период Нара ношение мечей было строго ограничено, в период 931-956 годов правителям провинций Каи, Кумано и Суруга из-за угроз мятежного Тайра-но Масакадо было разрешено носить мечи. В 983 и 987 годах указами императора Итидзё (980-1011 гг.) были сняты запреты на ношение мечей в столице, что вызвало большой спрос на них, и с этими датами связано начало расцвета искусства японского меча. Усиление борьбы внутри правящего класса и междоусобицы феодалов также повлияли на рост спроса на оружие и доспехи. Роль оружейников чрезвычайно усилилась, и в XI веке появились объединения мастеров — дза 30 , находившиеся под покровительством феодалов, аристократов и буддистских храмов, разрешавших изготавливать и продавать оружие на контролируемых ими территориях. Благодаря такой поддержке дза быстро окрепли, а когда начались кровопролитные войны конца периода Хэйан, кузнецам с трудом удавалось справляться с многочисленными заказами на оружие. Армия могла быть большой (тайгун — 10000 человек и более), средней (тюгун — 5000-9000 человек) и малой (сёгун — 3000—4000 человек), а соединение этих трех давало тройную армию (сангун). Командовал армией полководец (тайсёгун), которому император вручал Меч полномочий (сэтто). Все эти люди были вооружены.

В конце периода Хэйан было сделано много клинков самого высокого качества. В годы правления императора Горэйдзэй (1046-1068 гг.) из Китая в Японию прибыли купцы для закупки японских мечей, уже завоевавших славу на материке. Оу-ян Юн-шунь, китайский поэт эпохи Сун (960-1279 гг.), написал следующие стихи:

«Мечи-сокровища привозит с востока купец Юэ. Их ножны из благоухающего дерева обернуты шкурой рыб . Золото, серебро, медь и другие металлы украшают их. Стоят они сотни золотых монет. Кто носит такой меч, в состоянии сразить варваров».

Улучшение качества клинков было бы невозможно без роста качества железа и объемов его производства. В период Хэйан работали 252 литейни татара по всей стране, разрабатывались залежи магнитного железняка в горах Тюгоку и повсеместно пускались в плавку железосодержащие пески. Получаемое железо отличалось необычайной чистотой и содержало необычайно мало примесей (марганца и кремния).

К концу периода Хэйан сложилась типичная японская технология изготовления мечей и сам японский меч в том виде, в каком он просуществовал впоследствии тысячу лет без изменений. Научное описание мечей Хэйан дает следующую картину: гати, синогидзукури (клинок с ребром, не плоский), ко-киссаки (маленькая вершина), фумбари (клинок сильно сужается от основания к вершине), выраженный косидзори (изгиб клинка в области поясницы), нагаса 80 см (длина клинка), хада (узор поверхности стали) типа мокумэ или итамэ (два вида распила Древесины), хамон (линия закалки лезвия) типа сугу-комидарэ, аси, ниэ, сунагаси, убу накаго (хвостовик) с подписью мастера и не обязательно, названием провинции изготовления.

Но кроме изогнутых мечей тати в период Хэйан появилось и другое оружие. При ношении тати дополнялся малым сопутствующим мечом косигатана (поясной меч), сделанным в стиле айкути (подогнанное устье), то есть без цуба.

«Ёсихиро... заглянул в подземелье; Моринага как раз читал при свете огня буддийское писание; оглянувшись, он стремительно вскочил. „Ты хочешь убить меня?", — воскликнул он и, бросившись вперед, хотел вырвать у Ёсихиро меч, но Ёсихиро рубанул его по коленям и свалил наземь. Сев сверху ему на грудь, он хотел пронзить горло, но Моринага, сократив шею, захватил зубами острие меча, и оно отломилось; тогда Ёсихиро выхватил второй меч и дважды вонзил его в сердце, после чего Моринага испустил дыхание» — Рай Дзё «Нихон Гайси».

Кинжалы танто (короткий меч) периода Хэйан чрезвычайно разнообразные, например короткие клинки типа утидзори хирадзукури (плоские, с выгнутым обухом). Появились большие мечи нагината (синоним — тэйто) с клинками 40-60 см и рукоятью до 170 см 33 . Использовали их пехотинцы: благодаря длинной рукояти с их помощью удавалось противостоять всадникам и подкашивать лошадям ноги. Кроме пехоты, нагината были популярны и у военных монахов (сохэй), как у отдельных паломников, так и у целых боевых отрядов. В древней книге «Гэмпэй Сэйсуйки» читаем: «Когда Саки-но Ухёэ-но Сукэ напал на Ямаги-но Ханван, он заявил, что для ночных атак длинное оружие лучше чем тати, и дал Катодзи Кагэкадо нагината, ставшее основным оружием последнего Сама-но Ками, всегда державшего его при себе».

«Кагэкадо проник в самую глубь укрепления и, убив еще одного человека, добрался до спальни Канэтака. Дверь в спальню была открыта, и в ней горел свет. Тогда Кагэкадо снял свой шлем, надел его на конец нагината и, выправив меч, продвинул нагината со шлемом в дверь. Вид получился такой, как будто человек осторожно заглядывал за двери, и Канэтака, находившийся сбоку двери, думая, что это входит неприятельский воин, рубанул по шлему, но тут Кагэкадо взмахнул своим мечом и уложил его на месте...» — Рай Дзё «Нихон Гайси».

Первые нагината имели клинок болыпих размеров, чем рукоять нагамаки 34 , клинки были широкие, слабоизогнутые и плоские (хирадзукури), но впоследствии укоротились и изменился их тип — это сёбудзукури сакидзори, что увеличило их поражающее действие. Помимо самого популярного стиля нагината (с хвостовиком клинка, закрепленным внутри рукояти), в период Хэйан имелись цукуси-нагината 35 , к обуху которых приварена железная муфта, насаживаемая на древко рукояти. Впоследствии нагината этого типа стали характерным оружием охраны принцев крови, и в музеях можно найти экземпляры с парчовой оберткой, украшенной гербами владельцев. При длине клинка 45 см общая длина цукуси-нагината достигала 250 см, детали оправы делались из золоченой гравированной бронзы, ножны покрывались лаком маки-э (с золотым порошком).

В период Хэйан стало общепринятым делать ножны и рукояти мечей из дерева хо (магнолии). Затем ножны покрывали лаком маки-э, самым роскошным из всех японских лаков, очень популярным в годы Хэйан. С начала VIII века применялись все типы работ по металлу — резьба, травление, золочение, серебрение, инкрустация камнями и металлами, гравировка, выколотка, чеканка, рельефное литье в одноразовые восковые формы. В том же VIII веке клинки прямых мечей начали снабжать коваными муфтами хабаки, которые в период Хэйан стали съемными, с плоскими сторонами, их покрывали золотой фольгой и украшали. Помимо железных, делались хабаки и из чистого золота. Также в период Хэйан появилась красивая плоская гарда — аоигата-цуба в виде четырех лепестков мальвы китайской, а в XII веке стали использовать пластинки сэппа для защиты цуба от повреждений, более плотной подгонки деталей рукояти и придания всей конструкции дополнительной жесткости.

В период Хэйан произошло окончательное разделение мечей на парадные и боевые (бу-но тати). Книга «Нихон Секи» от 810 года упоминает парадный меч кадзари-тати (разукрашенный меч) с рукоятью, покрытой шкурой ската и самоцветами, вставленными в специальные гнезда, с ножнами лака маки-э и перламутром. Если кадзари-тати имел боевой клинок — это маки-э-но тати, если клинок из грубо обработанного железного прута, никак не годящийся для реального боя, узкий и легкий, не обременительный во время торжеств и церемоний — это хосодати (узкий тати). Крепились кадзари-тати к поясу при помощи шнуров обитори, продетых сквозь отверстия в двух крупных муфтах, надетых на ножны, — ямагатаканамоно (деталь, формой похожая на гору), богато гравированных и золоченых, а иногда сделанных из чистого золота. Цуба этих мечей обязательно в форме ситоги, но в годы Хэйан эти цуба усложнились за счет боковых фигурных петель. Роскошные хосодати стоили, несмотря на плохие клинки, очень дорого, позволить их себе могла только родовая высшая придворная аристократия (кугэ). Надевались хосодати, если следовало присутствовать при выезде императора из дворца на праздник Риндзи-но Мацури, а также на праздниках Сэцуэ (праздник в декабре), Гиоко (выезд из дворца) и празднике очищения Гокэй. Знать использовала кадзари-тати как элемент парадного костюма вплоть до периода Муромати (1392- 1572 гг.). Эти мечи совершенно не были похожи друг на друга. Различные детали позволяли посторонним точно опре делить ранг владельца. Книга «Хонтё Гункико» (XVII в.) содержит следующее описание древних оправ:

«Цвета шнуров, используемых согласно регламенту торже ства, распределялись так: Ярко-красный для хан-но эфу и тонэри, а также для саконъэ и уконьэ... Темно-зеленый для сахёэ и ухёэ, светло-синий для самонбу и умонбу. Розовый для сигоку и симоцубу, желтый для татэваки и сукэндо36 . Так что в старые времена относительно цвета катана-но о [шнура меча] было деление». «Есть кадзари-тати-но кавари и есть кавари-но кавари 37 . Асиё-но цуруги [с тростниковой рукоятью], Руриё-но цуруги [рукоять с синими самоцветами], Кидзиратэн [инкрустация перламутром гладкого дерева], Макиёратэн [то же на золотом лаке], Хиратэн [канавки инкрустированы перламутром]... Кэнукигата [рукоять с прорезью в виде щипчиков], Кава-но тати [тати с кожаным шнуром], Икакэдзи-но тати [тати с ножнами тонкого золотого лака], Кокусицу-но тати [тати черного лака]. Эти разные мечи носила придворная знать, сопровождавшая императора... в соответствии со своим рангом».

В этом списке из книги «Хонтё Гункико» упомянут меч кэнукигата-но тати (меч, формой напоминающий щипчики для выщипывания бровей — кэнуки). Название связано с декором рукояти этого меча, кованой из полосы железа заодно с самим клинком. В середине ее присутствует продольное отверстие в форме косметических щипчиков кэнуки. Сохранилось очень мало подобных мечей. Лучший экземпляр находится в Касуга, фамильном синтоистском святилище дома Фудзивара в городе Нара. Его ножны лака маки-э с фигурками воробьев среди бамбука, сделанными из перламутра. В святилище Исэ в префектуре Миэ хранится кэнукигата-но тати с обернутыми красной парчой ножнами, некогда принадлежавший главе клана фудзивара, жившему в X веке, — Тавара Тота Хидэсато. Еще два меча находятся в Тэммангу в Дадзайфу и в храме на острове Тикубу на озере Бива. Эти мечи когда-то принадлежали государственным деятелям Сугавара Митидзанэ (845—903 гг.) и Тайра Цунэмори (1125-1185 гг.), но не выдержали испытания временем и потеряли свои оправы. Роскошный вид этих четырех кэнукигата-но тати подтверждает их церемониальный характер, однако меч в святилище Исэ имеет на обухе характерные боевые повреждения.

Боевые мечи (бу-но тати) периода Хэйан тоже очень красивые: хирумаки, нагафукурин, хёгогусари, куроуруси, сиридзая. Оправа хирумаки — рукоять и ножны черного лака, обернутые по спирали лентой золоченой или серебренной меди, детали из золота, серебра или меди, рукоять могла быть обернута шкурой ската, покрытой черным лаком и окаймленной золочеными резными кантами. Стиль нагафукурин-но тати означает, что ножны имеют два длинных обода (нагафукурин), богато гравированных и золоченых. Эти роскошные мечи на полях сражений носили генералы. Описанные мечи подвешивались к поясу при помощи замысловатых широких цепочек хёго-кусари (цепочки для хранения оружия), и если стиль оправы не подходил под стиль хирумаки или нагафукурин, то так и называли — хёгогусари-но тати. Стиль куроуруси, появившийся еще в период Нара, был типичен для небогатых воинов. Рукоять и ножны черного блестящего лака, кожаные ремни подвески обитори и, что самое необычное, плоская многослойная кожаная цуба (нэри-цуба).

Такие мечи были дешевы и доступны. Эксцентричный стиль оформления мечей, появившийся в конце периода Хэйан, — это ножны сиридзая (ножны — хвост), с использованием шкур некоторых животных. Книга «Хэйкэ-моногатари» (XIII в.) гласит: «Сиридзая шкуры тигра использовал тайсёгун [полководец], а остальные воины имели сиридзая шкуры медведя». В книге «Сокэн бико» читаем: «Сиридзая носили храбрые солдаты, выглядит это как хвосты тигров». Книга «Кадзарисё» добавляет: «При верховой езде, особенно в светском платье, использовались узкие сиридзая шкуры тигра, когда в трауре — сиридзая водяного леопарда». «Его меч длиной в три сяку и пять сун [103,6 см] был с клееной цубой, покрытой черным лаком, и в ножнах, обтянутых шкурой медведя. Вид Тамэтомо, облаченного в легкий доспех, с небольшими защитами плеч и наколенниками, с прижатым к телу луком, был ужасен...», — книга «Хогэн Моногатари», XIV в.

В период Хэйан сохранился древний стиль саямаки, когда ножны оплетались шнуром и покрывались лаком, а также манера ношения придворной знатью ножей тосу. В 814 году был опубликован указ принца Сага Тэнно: «Принцы, принцессы, фрейлины и другие женщины выше третьего ранга могут носить тосу с рукоятью из рога цвета сохо. Тосу более 12,5 см без особого позволения не разрешаются, но эдзи носят длиннее этого вместе с их тати» 39 . В украшении тосу, длина клинков которых была от 5 до 23 см, применялись всевозможные материалы и лаки, но все варианты укладывались в три стиля:

  • рукоять дерева дзинко (аквилярия), золотой и серебряный лаки, золото, серебро, самоцветы, ножны украшены изображениями цветов и птиц
  • рукоять рога буйвола, ножны дерева дзинко с рисунком пейзажа в лаке, золото, серебро, самоцветы
  • рукоять рога пятнистого носорога, ножны дерева дзинко в серебряном лаке или разукрашенные в разные цвета

Период Хэйан оставил нам много имен реально живших кузнецов. Самый известный кузнец из Киото был Кокадзи Мунэтика (по традиции 938—1014 гг.), живший на улице Сандзё. Стиль Мунэтика: синогидзукури (клинок с гранью синоги, не плоский), фумбари (клинок заметно сужается от основания к вершине), ко-киссаки (маленькая вершина), ко-итамэ хада (узор поверхности стали как мелкая прямослойная древесина), хамон (граница закалки лезвия) сугуха-ко-мидарэ или ко-дэки, встречаются нидзюха и сандзюха. Среди знаменитых мечей Мунэтика — «Когицунэ-мару» (Маленькая лисица) и «Така-но су» (Ястребиное гнездо). Второй меч в конце XVI века, во времена правления Тайко (Тоётоми Хидэёси), был найден в гнезде ястребов, и возник обычай класть в ястребиные гнезда мечи, когда оттуда забирали молодого птенца, чтобы развить в нем способности к охоте. Такой обряд служил ручательством будущего успеха в обучении птицы. Но самый известный меч мастера — «Микадзуки Мунэтика» (Луна третьего дня), то есть молодой тонкий месяц. Согласно легенде, этот меч был выкован во время службы кузнеца императору Итидзё и в работе ему помогало синтоистское божество Инари Мёдзин из Фусими, явившееся в кузницу в образе белой лисицы 40 . Правитель Тоётоми Хидэёси (1536-1598 гг.), собиравший выдающиеся клинки, подарил этот меч Токугава Хидэтада (1579-1632 гг.), после чего меч стал одним из самых священных сокровищ сёгуната Токугава. «Микадзуки Мунэтика» входит в легендарную группу «Пять лучших клинков Муромати».

После Мунэтика в Киото вплоть до XV века просуществовала основанная им школа Сандзё. Лучшими учениками мастера были Ёсииэ, Арикуни, Канэнага, Тикамура. Младший сын Мунэтика — Канэнага впоследствии основал школу Годзё по названию улицы Годзё южнее улицы Сандзё в Киото, где он жил. Лучший меч Мунэтика-младшего хранится ныне в императорской коллекции. Меч Ёсииэ — «У-но Мару» (Почитаемый баклан) предназначался для дара храму в Осака, но при перевозке упал в воду, его схватил баклан и улетел, впоследствии меч нашли в святилище. После этого происшествия мечу был приписан сверхъестественный характер. В свое время он принадлежал императору Госиракава, а позже стал семейным мечом правителей Оми.

Другим выдающимся кузнецом периода Хэйан был Ясуцуна из Хоки, согласно традиции работавший в годы Дайдо (806- 810 гг.), но изогнутость его клинков и качество их исполнения говорят о том, что произошло это позже. Его мечи узкие, упругие и сильно изогнутые, сталь темная, с красивыми эффектами закалки стали — уцури, кинсудзи, сунагаси, ниэ, тикэй. Ясуцуна сделал меч для генерала Тамура, который пожертвовал его храму синто в Исэ. Когда Минамото Ёритомо собирался в очередной военный поход, во сне он увидел, как убивает врага именно этим мечом. Проснувшись, он распорядился доставить меч, взял его с собой и одержал убедительную победу. Но самый известный меч Ясуцуна — его «Додзигири» (Разрубатель Додзи), получивший такое название от результата поединка между Минамото Ёримицу, владевшего мечом, и колдуном-разбойником Сётэндодзи на горе О. Позже этот меч принадлежал семье сегунов Асикага, от них перешел в собственность к Ода Нобунага и был подарен Тоётоми Хидэёси. Последний подарил меч Токугава Иэясу42 , от которого тот перешел к Тоётоми Хидэтада и, наконец, был подарен Мицудайра Таданао из Этидзэн. Это самый лучший меч Ясуцуна, один из «Пяти лучших мечей Муромати» и самый знаменитый японский меч!

Ясуцуна основал школу Охара в провинции Хоки, его сын Санэмори также был известен как талантливый кузнец. В частности, Ясуцуна-младший сделал легендарный меч «Нукэмару» (Выпрыгивающий наружу), принадлежавший вначале принцу Кацу, 14-му сыну императора Сага, а затем Тайра Садамори. Согласно книге «Хэйкэ-моногатари» (XIII в.), меч однажды выпрыгнул из ножен и поразил оборотня, подкравшегося к спящему Тадамори. Вместе с известным мечом «Когарасу-мару» кузнеца Амакуни, этот меч в семье Тайра всегда передавался по наследству старшему сыну. «Сыздавна в роде Тайра было два меча — „Когарасу" и „Нукэмару" — и по обычаю хэйского дома, они передавались по наследству старшему в роде. Так было до Тадамори, который „Когарасу" передал Киёмори, а „Нукэмару" оставил Ёримори. Из-за этого между обеими этими ветвями рода и началась вражда». — Рай Дзё «Нихон Гайси».

Ясуцуна жил у южного подножия гор Тюгоку. На северных склонах располагалась провинция Бидзэн, и оружейни этой провинции, начиная с периода Хэйан, являлись в стране самыми авторитетными и многочисленными в течение многих столетий. Мастера Бидзэн периода Хэйан именуются вместе Ко-Бидзэн (Старый Бидзэн). Самый первый доподлинно известный среди них — кузнец Санэнари, сын которого Томонари работал на императора Итидзё. Он делал очень изящные узкие тати с сильным блеском поверхности (стиль птичьего глаза), ко-киссаки (маленькая вершина), яркие ниэ напоминают нидзю-ха, встречаются уцури и бо-хи (желоба). Мастер Масацунэ из Бидзэн делал упругие сильно изогнутые тати с хамон тёдзи (линия закалки лезвия в виде контуров бутонов гвоздик) и уцури. История сохранила имена трех братьев-кузнецов — Канэхира, Такахира и Сукэхира, прозванных «Сампира» (Три частицы «хира»). Канэхира сделал прославленный меч «О-Канэхира» (Большой Канэхира), клинок которого более 90 см. Мечом владела семья Икэда в Бидзэн, семейные хроники которой повествуют о том, что это был основной меч Икэда Тэрумаса (конец XVI в.), одного из приближенных генералов Ода Нобунага, но традиция гласит, что в XVII веке другой представитель семьи Икэда, Мицумаса, купил этот меч за большие деньги. Меч «О-Канэхира» оспаривает у меча «Додзигири» право считаться лучшим мечом Японии!

Семья сегунов Минамото, помимо двух мечей Ясуцуна из Хоки, владела двумя мечами мастера Мондзю: «Хигэгири» (Резчик бороды) и «Хидзамару» (Повелитель коленей)43 . «Однажды Мицунака Минамото высказался, что ратный человек охраняет императора и потому без хорошего меча ему быть невозможно. И вот он вызвал из провинции Тикудзэн некоего хорошего мастера; шестьдесят дней ковали и вышло два меча. Один из них был назван «Хигэгири», а другой — «Хидзамару»; мечи эти передавались по наследству».— Рай Дзё «Нихон Гайси». Мечи отличались невероятной остротой и износостойкостью лезвий. Если первым мечом случалось отрубить врагу голову, то клинок успевал вдобавок срезать его бороду, а вторым мечом при казни преступника через отрубание головы (это делалось в положении осужденного стоя на коленях вперед согнувшись) настолько легко это осуществлялось, что по инерции постоянно отрубали колени.

Еще один первоклассный кузнец периода Хэйан жил в селении Миикэ в провинции Тикуго на острове Кюсю — Тэнта Мицуё, автор известного меча «О-Тэнта» (Большой Тэнта), очередного из «Пяти лучших мечей Муромати». Этот меч был сокровищем сегуна Асикага Такаудзи, четырнадцатый сёгун Асикага — Ёсиаки (1537-1597 гг.) подарил его Тоётоми Хидэёси, а тот — Маэда Тосииэ (1538-1599 гг.), и с тех пор меч передавался в семье Маэда по наследству. Хранился этот меч в коробке вместе с небольшим мечом Мунэтика и нагината школы Сидзу, и все три сокровища раз в год торжественно извлекались главой семьи. Другой меч Тэнта— «Миикэ-но тати» принадлежал сегуну Токугава Иэясу, и тот настолько верил в его магическую силу, что, находясь при смерти, велел положить этот меч рядом со своим ложем, направив вершиной в сторону района Кансай, где воцарилась смута.

После Тэнта Мицуё, подписанных работ которого очень мало, в Тикуго вплоть до конца периода Муромати (1392- 1572 гг.) под его именем работали потомственные кузнецы. Но это не единственная школа на острове Кюсю. Из-за близости к материку, культура здесь была выше, чем в других регионах Японии, а покровительство правящего рода Фудзивара, имевшего обширные владения на этом острове, привело к появлению школ кузнецов-оружейников в провинциях Этидзэн, Этиго, Хидзэн и Сацума. Выделялась школа Наминохира, созданная переселившимся в провинцию Сацума из Ямато мастером Масакуни приблизительно в 987 году. За свое мастерство Масакуни удостоился чести сделать меч для императора, а его сын Юкиясу стал самым известным кузнецом этой школыдолгожительницы, просуществовавшей до середины XIX века. Один шедевр Юкиясу хранится в святилище Санагэ в префектуре Аити. Поверхность меча очень нежная и белесоватая, искусный хососугуха хамон (узкая прямая линия закалки лезвия), кидзимомо накаго (хвостовик клинка контурно напоминает бедро фазана).

В конце периода Хэйан на острове Кюсю появилась еще одна известная школа — Ко-Хидзэн (Старый Хидзэн), основанная переселенцем Такацуна из Бидзэн. Его сыновья Сайрэн и Ньюсай впоследствии стали очень известными мастерами. Появились школы и в других провинциях: прихрамовая школа Сэндзюин в Ямато, основанная Юкинобу и Сигэхиро, последний был приближенным кузнецом экс-императора Готова; школы Аоэ в Биттю и Юкихира в Бунго, ученик монаха Тэйсу из храма Хикосан, а также школа религиозных отшельников Гассан в Дэва, усмирявших плоть через тяжелый физический труд кузнецов.

Потомки клана Гассан, кузнецы Нобору и Киёси в наши дни живут в городе Нара и продолжают ковать мечи с очень своеобразным волнистым узором поверхности клинков (аясуги-хада). Энергичное развитие прихрамовых оружейников было обусловлено политической активностью храмов и монастырей. «У его Моротака, правителя провинции Kara] доверенного заместителя Мороцунэ, правившего провинцией вместо Моротака, который жил в столице, произошло вооруженное столкновение с хакусанскими монахами. Монахи обратились с жалобой в монастырь Энряку и энрякские монахи, соединив свои силы с хакусанскими, ворвались в столицу и напали на императорский дворец. Сигэмори Тайра собрал три тысячи всадников и отбил атаки монахов. Монахи не успокоились и, вернувшись в свои монастыри, стали готовиться ко вторичному нападению. Тогда принявший пострижение император послал Тайра Тадаюки уговорить их и успокоить». — Рай Дзё «Нихон Гайси».

Монахи монастыря Ондзёдзи, ставшие в мятеже Мотихито на сторону Минамото Ёримаса, жестоко поплатились за это перед Тайра, которых они теперь возненавидели еще больше, и в этом мятеже они вместе с хиэйдзанскими монахами приняли сторону Минамото из провинции Оми. Тогда был командирован Киёфуса, который напал на Ондзёдзи, сжег монастырь дотла и избил восемьсот человек монахов. Но тут опять пришел слух о том, что возмутились нарские монахи. Для их усмирения был послан Сэноо Канэясу. Монахи выступили против него и нанесли ему поражение. — Рай Дзё «Нихон Гайси».

Информация взята из книги А.Баженова "История японского меча". Скачать книгу целиком можно по этой ссылке.

Японское оружие в период Хейан (782-1184 гг.)