0
0
0

Японское оружие в период Камакура (1185-1332 гг.)

Японское оружие в период Камакура (1185-1332 гг.)

Уничтожив главного противника — клан Тайра, Минамото принялись активно утверждать свою власть, чему всячески препятствовали императорский дом и клан Фудзивара. Смерть экс-императора Госиракава в 1192 году позволила Минамото Ёритомо обрести реальную власть в стране и принять титул верховного военачальника Сэйтайсёгуна. Император Готоба, заменивший на троне своего брата Антоку, утонувшего в битве при Дан-но ура (1185 г.), не желая подчиняться власти сегуна, отрекся от престола в 1198 году. Император рассчитывал сохранить возможность действовать независимо, опираясь на своих сторонников, но Ёритомо сразу же начал собирать войска, однако неожиданно умер в 1199 году. Вассал и тесть покойного Ходзё Токимаса воспользовался сложившейся ситуацией, насильно постриг в монахи сына сегуна Минамото Ёрииэ и принял титул сиккэна (держателя власти).

В том же 1199 году экс-император Готоба при поддержке феодалов западных провинций начал вооруженную борьбу против сёгуната, но проиграл, и к 1221 году клан Ходзё остался без сильных врагов. Готоба был отправлен в ссылку в Сануки; в Киото для постоянного присмотра за императорским двором и аристократами введен военный гарнизон; в провинциях поставлены протекторы из числа сторонников Ходзё, наделенные реальной военной и гражданской властью. Власть в стране окончательно перешла к классу воинов. Семья Ходзё прочно взяла правление в свои руки, а роль сегунов Минамото стала номинальной. Реальной столицей являлось селение Камакура, где расположилась ставка (бакуфу) сёгуната.

Утонченная столичная культура не была понятна грубым самураям, которые испытывали тягу к упрощенным формам буддизма, распространившегося в XIII веке в народной среде. Храмы и монастыри стали носителями новой культуры, просвещенные монахи — основой будущей интеллигенции воинского дворянства. Учение Чань (Дзэн) из-за своей лаконичности, строгости и конкретности оказалось очень близким самураям. Монастыри Дзэн познакомили японцев с монохромной пейзажной живописью, чайной церемонией, искусством садов и парков. В литературе утвердился жанр повестей о военных походах и сражениях, в живописи — жанр портрета. 

В XIII веке многие народы Азии подверглись натиску орд Чингизхана. Пал раздробленный Китай, и в 1268 и 1269 годах монгольские послы дважды зачитали японцам послание Великого Хана с требованием подчиниться его власти. В ответ монголы услышали молчание, и обе стороны принялись активно готовиться к войне. Японцы энергично укрепляли юго-восточные острова, создавая на них оборонительные сооружения, и строили небольшие абордажные суда. В 1274 году монголо-корейские войска хана Хубилая без труда подавили сопротивление японцев на островах Цусима и Ики: их эскадра подошла к острову Кюсю и в гавани Имацу под прикрытием установленных на кораблях огнеметных орудий, из которых береговые укрепления японцев были подвергнуты настоящей бомбардировке, с кораблей был высажен десант. Ошарашенным японцам помогло то, что в бою погиб монгольский главнокомандующий Лю и налетел тайфун, разметавший корабли. Лишенный поддержки, десант был уничтожен, и японцам пришлось делать выводы из случившегося. Грозность противника вынудила правителей Камакура еще активнее укреплять рубежи. В 1281 году уже две монгольские флотилии подошли к Японии, но вновь тайфун, прозванный теперь японцами «Камикадзэ» (Божественный ветер), уничтожил корабли.

Гэнко (монгольские нашествия) и подготовка к третьему несостоявшемуся вторжению подорвали экономику Японии. Ухудшилось положение крестьянства, многие мелкие феодалы, особенно в восточных районах страны, никак не укреплявшихся, были разорены. Последовавшие за этим мятежи отдельных феодалов постепенно переросли в конфликты группировок, что закончилось противостоянием феодалов богатого юго-запада и обнищавшего востока. В 1318 году император Годайго при поддержке буддистских монастырей попытался освободиться от власти клана Ходзё, но потерпел неудачу. Тогда феодалы Кусуноки Масасигэ и Нитта Ёсисада, возглавившие войска юго-западной коалиции, предприняли поход на Киото. Столица была взята, император Годайго поддержал коалицию, но армия Минамото отнюдь не была сломлена. Исход войны решила измена крупного военачальника Асикага Такаудзи, вассала Ходзё, защищавшего дорогу на Камакура47 . По его приказу войска сёгуната пропустили без боя отряды противника, и в 1333 году после неравного боя защитники Камакура были уничтожены, город пал, последний правитель Ходзё покончил с собой во дворце.

Период Камакура — блистательное время в искусстве японского меча. Повсеместный высокий спрос на оружие привел к появлению многочисленных объединений кузнецов (дза). Ковали не только профессиональные мастера, но и сельские ремесленники, монахи, феодалы, принцы крови. И даже эксимператор Готоба, находясь в ссылке и лелея мечту о мести клану Ходзё, выковал несколько мечей, хвостовики которых украшены выгравированным изображением хризантемы с семнадцатью лепестками. Один из этих исключительно редких мечей многие века передавался по наследству в семье Кудзо и был подарен императору Муцухито в годы его правления (1867-1912 гг.). Опальный Готоба для пополнения своего оружейного арсенала велел явиться к нему лучших кузнецов со всей Японии. Когда Готоба в 1226 году находился в Оки, при нем работали отборные шесть мастеров, прозванные «Оки-но бан кадзи» (Сменявшие друг друга кузнецы в Оки)51 . В те времена получить подобное приглашение было большой честью для кузнеца: кузнецы низкого происхождения сразу получали чин, многие становились хозяевами поместий и приезжали в столицу со свитой. Люди без именитой родословной не могли становиться чиновниками, но если отец был кузнецом, этого было достаточно для получения чина «саэмон». Всего на Готоба работали 39 кузнецов, и каждый был награжден.

В эту эпоху сохранили свое символическое значение Великие мечи (Дай-то), введенные в обиход еще в период Нара. «В одиннадцатой луне [1335-го года] последовал высочайший указ, повелевавший начать военные действия против [Асикага] Такаудзи; было призвано шестьдесят тысяч воинов, и император лично внизу ступеней [дворца] вручил меч полномочий воеводы [сэтто] [Нитта] Ёсисада, которого он сделал главнокомандующим над всеми военачальниками.» — Рай Дзё «Нихон Гайси».

Мечи Камакура до монгольских нашествий — это прежние мечи Хэйан. Методом боя оставался поединок всадников одинна-один. Вокруг всадников — по нескольку слуг, но об их поединках древние книги ничего не говорят, так как время пехоты еще не наступило, известно лишь, что пехотинцы асигару (легконогие) носили облегченные доспехи ува-харамаки (верх живота) и сита-харамаки (низ живота), защищавшие туловище и различавшиеся незначительно. Всадники по-прежнему надевали тяжелые доспехи о-ёрои (большой доспех), яркие и очень нарядные, призванные выделить хозяина из общего ряда воинов на поле боя. Каждый заботился о прославлении своего имени, искал в сражении противника знатного и стремился совершить личный подвиг, например, первым взобраться на крепостную стену или преодолеть переправу.

Однако монголы многому научили самураев. Эффективность коллективных действий организованных масс воинов ошеломила японцев. Плотный строй пехоты оказался способен наносить сокрушительные удары, оставаясь неуязвимым. После монгольских нашествий японцы стали уделять больше внимания пешему бою. Поединки лучников постепенно сменились фехтованием на мечах и нагината, тяжелые доспехи о-ёрои за ненадобностью стали семейными реликвиями, а самураи оделись в лёгкие харамаки. Кроме того, оказалось, что меч Хэйан, которым разрубали прочный японский доспех, с большим трудом справлялся с доспехом монгольским. После первого нашествия японцы изменили пропорции клинков, стремясь увеличить их ударную мощь. Появился стиль икуби-киссаки-но тати (меч с вершиной в виде кабаньей шеи), очень широкий и толстый, с большой вершиной. Самым популярным типом закалочной линии стал хамон тёдзи, важным свойством которого является способность противостоять Разрастанию трещин в лезвии при встрече с преградой.

В конце периода Камакура мечи стали еще тяжелее, ширина их по всей длине клинка могла оставаться неизменной. Таким мечом было очень затруднительно работать одной рукой, да и двумя было непросто — это настоящий колун! Когда японцы на своих юрких суденышках брали на абордаж тяжелые морские корабли монголов, длинные мечи Хэйан больше мешали, чем помогали им. В рукопашном бою кинжалы косигатана были намного удобнее. Смена конного боя на бой пехотный также укрепила роль кинжалов. Они выпрямились, длина их стала около 25 см, узкие клинки хирадзукури или слегка утидзори. Появились два новых вида кинжальных клинков — каммури-отоси, характерный для мастеров школ Тайма и Сиккакэ в Ямато, и такэнокодзори, используемый кузнецом Норисигэ из Эттю. В оформлении клинков в конце периода Камакура укрепился стиль, когда рукоять полностью покрыта декорированными металлическими листами.

В начале периода Камакура появился меч кодати (короткий меч), ничем, кроме длины (менее 60 см), от обычного меча не отличавшийся. В начале XIII века начали делать высококачественные нагината с клинками в форме у-но кубидзукури. Вероятно, это связано с тем, что знатные самураи спешились и начали использовать нагината. В искусстве украшения мечей период Камакура почти не выделяется. Воины руководствовались соображениями практичности, и традиционные оправы нагафукурин, хёгогусари (с середины периода Камакура эти мечи становятся парадными и постепенно превращаются в типичные дары храмам) и куроуруси с нэри-цуба и нэри-обитори (кожаные гарда и ремни подвески) их устраивали. Сегодня сохранилось мало оправ того времени, и они не отличаются разнообразием. Среди нововведений достойны внимания лишь стиль ямаганэдзукури, когда ножны оборачивались шкурой обезьяны и поверх накладывался черный лак, и стиль кавадзуцуми (кожаная обертка), когда ножны оборачивались гладкой кожей и затем лакировались черным лаком. Первый предпочитали воинымонахи (сохэй) и, частично, солдаты и военные священники, второй считался изысканным и элегантным, экстравагантной его деталью являлась кожаная цуба, запрятанная в мешочек с завязкой. Сохранился один из таких мечей, принадлежавший Асикага Такаудзи. Другая оправа, «Кицунэгасаки», сделанная в 1200 году, представляет собой: деревянные ножны, обернутые кожей, покрытой черным лаком; рукоять, оплетенную кожаной лентой, лакированной черным лаком; и медные детали. В святилище Ицукусима хранятся мечи XIII-XIV веков с рукоятями, обернутыми самэ (шкуры акул и скатов), лакированными красным и черным лаками. В ходу были железные цуба, которые делали сами кузнецы, руководствуясь соображениями практичности и удобства и не заботясь о красоте.

Большой спрос позволил кузнецам работать увлеченно, серьезные требования к оружию усложнили технологию ковки. Если цуба кузнецы еще и делали, то металлургия и шлифовка клинков выделились в отдельные ремесла. Развитие технологии производства мечей в период Камакура привело к появлению многочисленных премов ковки, которые держались в секрете и сегодня совершенно неизвестны. Например, многие высококачественные мечи Камакура имеют поверхность, очень напоминающую серый вельвет. Создать нечто похожее пока не удалось.

Красота и качество мечей Камакура исключительно высокие. Это было время творчества многочисленных легендарных кузнецов, школ и даже целых провинций. Мечи провинции Ямато, производство которых связано с политической активностью монахов из храмов Нара53 , стали известны по всей Японии, так как эти монахи строили новые храмы повсеместно. В XII веке в Ямато окрепли пять течений Ямато-го-ха (пять групп Ямато) в производстве мечей: Сэндзюин, Тайма, Тэгай, Сиккакэ и Хосё, и, кроме этого, возникло множество дочерних школ в других провинциях, особенно в Мино. Не меньшей известностью пользовались мечи провинции Бидзэн. Из 39 кузнецов, работавших на экс-императора Готоба, 25 были из Бидзэн, что говорит об авторитете этой провинции в производстве мечей. Наиболее прославленными школами являлись Осафунэ и Итимондзи.

Сохранила свое место в группе лидеров провинция, где и начали когда-то делать мечи, — Ямасиро. Это стало возможно благодаря активной деятельности одаренных мастеров из школ Рай и Аватагути в Киото. В 1249 году сёгун Ходзё Токиёри приказал прибыть в Камакура трем мастерам: Куницуна (ученик Кунииэ школы Аватагути) из Ямасиро, Сукэдзанэ (из школы Итимондзи) и Сабуро Кунимунэ (из школы Наомунэ) из Бидзэн, и велел им выковать для него по одному мечу. Сын первого из них, Синтого Кунимицу, обосновался в Камакура, очень много работал и экспериментировал, заложив основы нового стиля Сагами, который впоследствии был развит его учениками (считается, что у него было три сына кузнеца), в первую очередь легендарным Масамунэ.

Стили Ямато, Ямасиро, Бидзэн и Сагами, а также возникший несколько позже стиль Мино, впоследствии были обозначены как Го-ка-дэн (Пять традиций), что подчеркивает их значимость среди всех остальных. Каждый из этих стилей имел свои особенности, как в технологии изготовления мечей, так и в их внешнем виде: изгиб, толщина, ширина, форма хвостовика, узор поверхности стали и линии закалки. Все это отражало характер мышления и пристрастия конкретных кузнецов, объединенных в крупные группы талантливыми и энергичными мастерами.

В период Камакура блистали как отдельные школы, так и независимые кузнецы. Основанная мастером Морицугу школа Аоэ в Биттю вырастила много хороших кузнецов — Цунэцугу, Цугиэ, Ясуцугу, Канэцугу и других, а Садацугу (его мечи сегодня очень редки) даже стал личным консультантом экс-императора. Мечи Аоэ вообще необычны. Так, их поверхностный узор — редко встречающиеся типы тиримэн (волокна крепдешина) или насидзи (поверхность разрезанной груши), а подпись мастера вырезана на хвостовике со стороны, которая обращена к телу при ношении, что обычно не принято.

В селении Куга провинции Суо, расцвела школа Нио, основанная в конце периода Хэйан мастером Киёхира. Подъем школы был связан с творчеством его внука Киёцуна в самом начале XIII века, когда и появилось название «Нио». Согласно легенде, однажды огонь охватил зал буддистского храма, тяжелые Двери были заперты замком, надетым на тяжелую железную Цепь, которую Киёцуна своим мечом и разрубил. В результате Удалось спасти от огня статуи ангелов-хранителей императора — нио, от чего и пошло название школы.

Провинция Муцу прославилась в мире японских мечей работами кузнецов Ходзю (Ходзёдзи), связанных с традицией Ямасиро, а провинция Бунго на острове Кюсю — из-за деятельности энергичного Юкихира, создавшего большое количество высококачественных узких тати. В Киото кузнец Садатоси вывел школу Аянокодзи в первые ряды благодаря своим очень упругим тати.

Там же, в Киото, процветала школа Аватагути, с которой во многом связана слава традиции Ямасиро. В конце периода Хэйан — начале периода Камакура в школе Аватагути работал мастер Хисакуни, один из шести братьев, составлявших костяк этой школы. Школа основана их отцом Кунииэ. Хисакуни стал личным консультантом экс-императора Готоба. В конце XIII века прославились мастер этой школы Куниёси (внук Кунитомо), делавший клинки, запоминающиеся чрезвычайной тщательностью обработки стали, и его сын Тосиро Ёсимицу, пожалуй, самый знаменитый кузнец этой школы.

Ёсимицу прославился своими танто — почти все они являются мэйто, например «Акита Тосиро», «Ацу Тосиро», «Хото Тосиро», а один из самых совершенных японских клинков — кинжал «Хирано Тосиро», принадлежавший правителю Тоётоми, был подарен им Маэда Тосииэ, тот подарил его Токугава Хидэтада, от которого кинжал опять в виде дара вернулся в семью Маэда, которая в качестве ответного дара подарила меч того же мастера «Арами Тосиро». В 1882 году кинжал был подарен императору Муцухито. 

Один из лучших мечей мастера Тосиро Ёсимицу, выполненный в стиле кэн, хранится в святилище Сираяма Химэ. Этому кузнецу приписывают легендарный клинок нагината «Хонэбами Тосиро» (Дробитель костей Тосиро), являвшийся сокровищем семьи Отомо, известный и под именем «Отомо-нагината». Клинок был подарен сегуну Асикага Такаудзи, затем вернулся в семью Отомо, в 1587 году подарен Тоётоми Хидэёси, впоследствии принадлежал Токугава Хидэтада, пострадал в пожаре Эдо в 1657 году и был перезакален.

Еще один меч Ёсимицу— «Итиго Хитофури» входит в группу «Пяти лучших мечей Муромати». Меч был подарен Тоётоми Хидэёси, пострадал в пожаре замка Осака, был перезакален, принадлежал семье сегунов Токугава и впоследствии подарен императору Муцухито. Дар в виде перезакаленного клинка, который согласно общепринятому мнению экспертов японских мечей не может быть высококачественным оружием, в данном случае лишь подчеркивает его исключительное качество. Всего известно 39 клинков Тосиро Ёсимицу.

 

В группе кузнецов экс-императора Готоба преобладали мастера из провинции Бидзэн. Эта провинция оказалась очень плодовитой на первоклассных кузнецов. Одно их перечисление заняло бы много места, не говоря об анализе их работ. В качестве примера высокого качества лучших клинков традиции Бидзэн можно отметить семейный меч Токугава работы кузнеца Нагамицу, сына основателя школы Осафунэ, Мицутада. Этот меч, известный как «Нагамицу Адзуки», прославился остротой своего лезвия — падающий в воздухе боб (адзуки), попав на лезвие, разрезался без задержки на две части.

И тем более удивителен взрыв активности в провинции Сагами: возникновение, развитие и бурный расцвет нового стиля в XIII веке. Кузнецы Сагами (или Сосю), обслуживали военное правительство Камакура и находились под его покровительством. Слава стиля Сосю во многом связана с легендарным Окадзаки Горо Нюдо Масамунэ (12567-1343 гг.), чье имя в Японии впоследствии стало нарицательным олицетворением совершенства. Клинки Масамунэ неподражаемы, сталь по качеству обработки и обилию эффектных деталей не имеет ничего подобного (множество эффектных элементов закалки стали — тикэй, кинсудзи, суганаси, ниэ). Сам вид мечей Масамунэ поражает чувством вкуса и гармонии. Среди известных 59 клинков нет ни одного подписанного меча, а только несколько кинжалов, однако проблем с установлением их авторства никогда не было. Согласно легенде, Масамунэ отказывался подписывать свои мечи, так как понимал, что их не подделать. Однако в жизни все могло быть прозаичнее — так как большинство своих клинков он сделал непосредственно для сегунов, наличие на них подписи кузнеца могло быть воспринято как непочтительность .

Подавляющее число его клинков — мэйто. Среди них мечи «Накацукаса» (принадлежал Хонда Накацукаса) и «Кандзэ» (сёгун Токугава Иэясу подарил его семье Кандзэ), кинжалы «фудо», «Дайкоку», «Хотё», «Хонсё», «Хотё Сукаси», «Кёгоку» и другие. Эти клинки всегда стоили баснословно дорого и владели ими люди богатые и незаурядные, поэтому у них увлекательная история.

Столь блистательное творчество Масамунэ конечно же явилось следствием его таланта, однако в молодости этот кузнец не ограничился своими самостоятельными экспериментами со сталью, а скрупулезно изучал технологии ковки мечей по всей Японии, посвятив много времени старательному копированию методик школ и мастеров, которые согласились поделиться с ним своими секретами. Лишь после этого, обобщив и придирчиво разобрав весь накопленный опыт, Масамунэ создал свой стиль, ставший основой для традиции Сагами. Этот стиль — самый сложный в изготовлении и самый трудный для экспертизы мечей на предмет их качества. Свои знания Масамунэ передал ученику Куросабуро Акихиро, умевшему делать мечи в стилях 25 провинций и оценивать их. Акихиро, в свою очередь, передал учение Масамунэ своим ученикам.

Масамунэ очень прославился при жизни, и со всей страны к нему стекались люди, желавшие у него учиться. Даже школы с высокой репутацией направляли к нему своих кузнецов. Поэтому впоследствии в мечах многих провинций часто встречались признаки, характерные для стиля Сагами. По традиционному мнению, у Масамунэ было десять выдающихся учеников (Масамунэ-но дзю тэцу)66 , хотя ученые сильно сомневаются в достоверности этого списка. Однако известно, что одними из лучших его учеников были Хиромицу и Хиромаса (вероятно родственники), а также приемный сын Садамунэ, у которого также были ученики — Садамунэ-но сан тэцу (три выдающихся ученика Садамунэ67). Согласно легенде, Садамунэ поплатился рукой за желание узнать температуру закалочной воды учителя: Масамунэ заметил, что Садамунэ украдкой погрузил руку в ванну с водой и стремительным движением меча отрубил ее. Трудно судить о достоверности этой истории, однако легенда показывает, насколько важны были детали процесса производства мечей, чрезвычайно усложнившегося в период Камакура.

В конце описываемой эпохи обрели славу и независимые кузнецы, не связанные с традициями школ. Например, Го-но Ёсихиро и Норисигэ из Эттю, Хосё Садаёси из Ямато. Обязательно следует упомянуть крупную и авторитетную школу Рай в Киото, основанную в середине XIII века выходцем из Кореи, принявшим японское имя Куниюки. Его сыновья, особенно Кунитоси, внуки Куницугу, Кунимицу, Рёкай и другие члены рода в XIV веке прославили школу Рай на всю Японию. Творчество кузнецов-оружейников периода Камакура подняло искусство японского меча до высшей ступени мастерства. Это был Золотой век японских оружейников. Никогда больше не будет столь значительных взлетов. 

 Информация взята из книги А.Баженова "История японского меча". Скачать книгу целиком можно по этой ссылке.

Японское оружие в период Камакура (1185-1332 гг.)