0
0
0

Японское оружие в период Номбукутё (1333-1391 гг.)

Японское оружие в период Номбукутё (1333-1391 гг.)

Падение города Камакура не принесло победы юго-западной коалиции. Сохранив свежими свои войска, Асикага Такаудзи после стремительного марша (захватил Киото58 . Нитта Ёсисада и Кусуноки Масасигэ, возглавлявшие армию «победителей», обвинили его в узурпации власти, найдя поддержку у императора Годайго. Тогда Асикага возвел на престол в Киото одного из принцев в роли императора Коме и провозгласил себя в 1338 году сегуном. Началось многолетнее противостояние южного и северного лагерей, со своими императорами, войсками и правительствами. Борьба носила затяжной кровопролитный характер и закончилась в 1392 году вступлением на трон императора Гокомацу, после чего постепенно угасавшее сопротивление новому сёгунату потеряло смысл. В 1393 году третий сёгун Асикага Ёсимицу остался без врагов и оппозиционного южного царства. 

Это короткое в историческом смысле время оказалось весьма плодотворным в эволюции японского меча. Заканчивался переход от конных боев к поединкам пеших отрядов, оружие было очень разнообразное и крупное. Появились первые экземпляры прямых копий яри. Очень популярные нагината делались все длиннее, клинки достигали 70-80 см. Стал очень популярен нагамаки, у которого клинок длиннее рукояти. Средних размеров узкие танто были вытеснены толстыми широкими мечами о-дариба80 , носимыми вместе с тати.

Появился меч одати (большой тати) с клинком более одного метра, а то и 1,5 м. В святилище Яхико в провинции Этиго хранится меч длиной 2,25 м, его хвостовик 50 см, сделан меч в годы Гэнко (1331—1334 гг.). Такой меч невозможно носить подвешенным к поясу, поэтому на ножнах появилась новая деталь, характерная для будущих эпох, — куригата, в отверстие которой продевали шнур, проходящий через плечо, так как этот меч носили за спиной. Поэтому мечи одати также назывались сэ-ои-тати (тати, носимый за спиной). Так как крупные ножны сковывали в бою свободу движений, их сбрасывали на землю, что и объясняет простоту их отделки. 

Однако, несмотря на укрупнение оружия Намбокутё, в это время увеличилось количество коротких мечей (менее 70 см), носимых без цуба, с оплетенными рукоятями и ножнами — стиль утигатана 62 . Носили их люди низших сословий, качество клинков было очень посредственным, и никто к ним бережно не относился. Поэтому сегодня нет экземпляров той эпохи и говорить об утигатана можно только на основе литературных источников. Подобные короткие мечи могли появиться в горных районах страны с обильной лесной растительностью 63 , где использование мечей обычной длины было затруднительно. Подобно сэ-ои-тати, мечи утигатана крепились к телу при помощи шнура, продетого сквозь отверстие в детали куригата в ножнах.

Самый распространенный тип оправы того времени — кавадзуцуми 64 с кожаной цуба (нэри-цуба). Эти цуба делали из итамэгава (твердой гладкой бычьей кожи), используемой для изготовления боевых защитных масок и шлемов, а потому очень твердой. Для защиты от дождя цуба прятались в кожаный мешочек. Часто рукоять и часть ножен коси 65 оплетались шелковым шнуром для предотвращения повреждений при бряцании о доспех во время кавалерийских переходов или при активных боевых действиях.  

Цуба больших мечей одати также очень большие, кованые, железные, в основном круглые, и всегда без подписи, что не позволяет установить момент появления на них украшений в виде сквозных силуэтов иероглифов буддистских молитв или силуэтов предметов, чье произношение имеет двойной смысл. Еще одно важное нововведение произошло в период Намбокутё. В храме Ицукусима хранится цуба меча мастера Мицутада и оправа меча Асикага Такаудзи, для изготовления которых применен декоративный сплав меди и золота, после травления в особых химических растворах поверхность сплава обретает очень красивый, богатый густой черный цвет с фиолетовым отливом. Это чисто японское изобретение, сплав сякудо. Установление момента начала его использования представляет большой интерес, так как впоследствии сякудо был очень популярен и повсеместно применялся для украшения мечей.

В период Намбокутё изменились пристрастия в технике использования закалочных линий. Если в период Хэйан кузнецы предпочитали хамон сугуха (прямая линия закалки лезвия), а в период Камакура — хамон тёдзи (в контурах нераскрывшихся бутонов гвоздик), то мастера периода Намбокутё чаще всего делали хамон сака-тёдзи мидарэ (беспорядочная линия закалки лезвия с наклоненными бутонами гвоздик), а также хамон хитацура (пятнистая закалка всего лезвия), придуманный кузнецами традиции Сагами (возможно самим Масамунэ).

Период Намбокутё — время заката золотого века японских оружейников. Между 1350 и 1370 годами прекратили существование прославленные школы Рай, Итимондзи, КоТикудзэн, Сэндзюин. Возникшие в то же время новые школы не стали столь знаменитыми, как угасшие. Но сохранила свою славу школа Осафунэ в Бидзэн, где особенно известными были Ёсимицу, Томомицу и мастер Канэмицу. После учебы у Масамунэ вернулся в провинцию Бидзэн мастер Тёги, автор мечей со столь необычным узором поверхности и резко выраженными ниэ, что по этому поводу родилась шутка: «Тёги делает мечи Бидзэн, какие нигде в Бидзэн больше не сыскать».

Избежала упадка школа Тэгай в Ямато, в которой делали оружие для боевых монахов сохэй храма Тодайдзи. Когда храм утратил свое влияние, школа нашла покровительство у военных групп Цуцуги, Оти и Мацунага, захвативших власть в Ямато. Один из лидеров школы Тэгай переселился в Сидзу в провинции Мино и стал одним из основателей стиля Мино. В Киото на место угасшей школы Рай выдвинулась школа Хасэбэ, в которой самыми значительными мастерами были Кунисигэ и Кунинобу, а также школа Нобукуни, внука мастера Рёкай из школы Рай и ученика Садамунэ, приемного сына Масамунэ. Садамунэ, живший в период Намбокутё, также был известен как превосходный кузнец, но его подписанных работ не сохранилось и приходится полагаться на заключения средневековых мэкики (знатоков мечей), приписывающих несколько неподписанных мечей ему. 

В провинции Хиго окрепла школа Эндзю, основанная Таро Кунимура (шесть выдающихся кузнецов этой школы, три в первом поколении и три во втором, использовали в своих именах на первом месте иероглиф «Куни»), внуком Рай Куниюки из Ямасиро, поэтому в мечах Эндзю видны черты школы Рай. Кузнецы Эндзю служили клану Кикути, являющемуся опорой южного царства. В провинции Муцу трудились мастера школы Ходзю (Ходзёдзи), созданной для изготовления высококачественных нагината, не подписывавшие свои работы. На острове Кюсю не потеряла своей активности школа-долгожительница Наминохира в Сацума, основанная в 980 году мастером Масакуни и просуществовавшая до 1600 года, а в провинции Тикудзэн возникла школа Самодзи, ученика Масамунэ, внука кузнеца Сайрэн из школы Ко-Хидзэн. Основатель стал большим мастером танто (их сохранилось много, а меч всего один). Он известен как «Са» — аббревиатура его имени Саэмон Сабуро, а прозвали его «Великим Са», чтобы отличать его работы от работ потомков, также подписывавшихся «Са». Один высококачественный танто «Великого Са» был сокровищем правителя Тоётоми Хидэёси, позднее его носил сёгун Токугава Хидэтада.

Примерно около 1360 года в провинции Исэ основал свою школу Сэнго полумистический кузнец Мурамаса, являвшийся, согласно легенде, учеником Масамунэ. Достоверно известно лишь то, что он учился у Хэйандзё Нагаёси в Киото. Клинки Мурамаса прославились не только своей необычайной остротой и крепостью лезвия, но и мистической способностью притягивать к владельцам всяческие несчастья.


Информация взята из книги А.Баженова "История японского меча". Скачать книгу целиком можно по этой ссылке.

Японское оружие в период Номбукутё (1333-1391 гг.)