0
0
0

Японское оружие в периоды Асука и Нару (587-782 гг.)

Японское оружие в периоды Асука и Нару (587-782 гг.)

Во второй половине VI века укрупнение родов и объективные противоречия сосуществования первобытной и рабовладельческой формаций закончились вооруженной борьбой крупных родов Мононобэ и Сога. Победители Сога отстранили от власти царей Ямато и правили страной с 587 по 645 год. Резиденция Сога находилась в селении Асука, и это время называется период Асука. 

Предметы из курганов этого времени сильно отличаются от прежних: вместо свидетельств жреческих функций погребенного господина непрестанно попадаются железные доспехи, мечи, луки, наконечники стрел и копий — типичное захоронение военачальника кочевников Евроазии, встречающееся вплоть до территории Венгрии, а прямые мечи канто-но тати с кольцеобразными окончаниями рукоятей схожи с найденными в курганных захоронениях сарамитов в южных степях России. Мечи Асука свидетельствуют о сильном развитии технологии ковки. Уже была известна разница между железом и сталью. Мастера научились управлять содержанием углерода и знали приемы кузнечной сварки — мечи изготавливали из стальных и железных пластин, сваривая их в одно целое, а прежние мечи из кованой железной полосы почти не встречаются. Это очень важная деталь, так как свидетельствует о том, что кузнецы Асука осознавали преимущества «составной стали», когда железные полосы в теле меча придают мечу вязкость и неломкость, а стальные — после закалки — необходимую твердость. Вслед за китайской письменностью в Ямато распространилась китайская военная стратегия: с материка завезли лошадей и вскоре сражения пехотинцев были вытеснены поединками отрядов конных лучников.

В конце периода Асука были официально приняты вооружение и тактика боя китайской династии Тан (618-907 гг.). Из документов царицы Суйко (593-629 гг.) видно, что очень много китайцев трудилось над изготовлением мечей для ее войска. Суйко считала, что «как в выборе лошади предпочтителен конь из Хюга, так и в выборе меча лучшим будет меч из Курэ»6 . Привозные китайские мечи или мечи, выкованные китайскими мастерами, не смешивались с мечами, выполненными в китайском стиле мастерами, не входившими в китайские объединения ремесленников бэ. Хотя в Ямато в это время работали и корейские кузнецы, делавшие корай-цуруги (корейские мечи), главенствовал китайский обоюдоострый прямой меч кэн (или цуруги) с центральными продольными желобами или плоскостями. Появился меч нового типа — однолезвийный короткий прямой варабитэ-катана7 , которым работали одной рукой и, очевидно, носили люди невысокого положения. Вообще все мечи Асука — прямые мечи (тёку-то) позволяли колоть и рубить, но секущий удар, характерный для будущих японских мечей, пока был невозможен.

Период Асука также отмечен заметным ростом качества отделки мечей и изощренностью ее стилей. Кольцеобразные навершия мечей канто-но тати имеют помещенные внутри металлические пластинки, украшенные резным рисунком (техника итаганэ) или очень тщательно, объемно обработанные (техника никубори). Это головы драконов и птиц, в зубах и клювах которых часто закреплены самоцветы. Навершия в виде луковиц, яиц и молотков мечей кабуцути-но тати сделаны из дерева и искусно обернуты золоченой медью. Навершия мечей кэйтоно тати (меч с драгоценным навершием) очень красиво гравированы и инкрустированы. Рукояти оплетались золотой или серебряной проволокой, обычно овальной или плоской (техника цудзура-маки), или покрывались листовым металлом, поверх которого насаживались кольца сэмэганэ. Листовым металлом украшали и ножны мечей, гравируя поверхность в технике кэбори — резцом создавали мелкие черточки, выстраивая их в линии силуэта. На расстоянии последовательно нанесенные на поверхность черточки воспринимаются как законченные линии. Появились специфические гарды японских мечей — цуба. В эпоху Асука это были медные или железные яйцевидные ходзю — с острым концом со стороны лезвия меча. Украшались они трапециевидными отверстиями и инкрустировались золотом и серебром или золотились.

Один из самых известных мечей эпохи Асука, принадлежавший принцу Сётоку, — «Сити Сэй кэн» (Меч семи звезд) — хранится в храме Хорюдзи в провинции Ямато. Он имеет следующие характеристики: длина клинка 60,7 см, ширина у основания 2,2 см, хвостовик 10 см, на обеих сторонах клинка имеется по два широких желоба и инкрустированные золотом семь звезд, облака и дракон. На хвостовике имеется подпись «Цзао Лин». Фамилия Цзао зафиксирована в китайском сборнике «Син-юань» (Сад фамилий). Значит, это китайский меч из царства Хань или царства У. Развитие искусства украшения мечей в эпоху Асука привело к тому, что в VII веке по внешнему виду меча легко судили о социальном положении владельца. Согласно древней книге «Ифуку Рэй»: «Относительно торжественного наряда класса воинов, а именно [людей] рангов Эфу-но сукэ и Хёэ-но сукэ, то им следует носить тати, оправленные золотой и серебряной фурнитурой вместе с тёфуку. Эфу-но сукэ и Са носят тати, оправленные в золото и серебро. Киси и рангом выше должны носить куроканэ-цуруги».

В 604 году принц-регент Сётоку Тайси издал «Закон из 17 статей», в котором были заложены основы будущего устройства страны. В законе декларировалось, что «государство— это небо, подданные— это земля», «в государстве нет двух правителей, у народа нет двух господ». В 607 году в Китай прибыло японское посольство, передавшее императору Ян-ди письмо от императора «Страны восходящего солнца» 9 . Упрочение связей с Китаем позволило многим японцам подолгу учиться в Поднебесной и познавать устройство этого мощного государства. После объединения Китая в могущественную державу в 618 году 10 , пораженные ее величием, силой и масштабностью японцы еще энергичнее стали переносить к себе континентальную культуру. В Японии активно возводились буддистские храмы и монастыри 11 . Духовенство, двор и знать чрезвычайно нуждались в архитекторах, строителях, скульпторах и художниках и всячески завлекали мастеров с материка. В 645 году царский род Ямато при поддержке сильных домов, в первую очередь дома Фудзивара, разгромил и истребил род Сога. В истории Японии начался период Нара (645—781 гг.). Это историческое событие, переворот Тайка, привело к радикальным переменам в устройстве государства. Окончательно установились феодальные отношения, вся земля и владения перешли в собственность государства в лице императора, все население страны было объявлено его подданными. Прекратили существование объединения ремесленников бэ. Ремесленники стали работать в правительственных мастерских. Были запрещены дружины родов. Существовало только одно государственное войско. Всеобщая воинская повинность, обязательное участие каждого солдата в одних только учениях 36 дней в году, служба в гарнизонах военных округов — новое японское государство стремилось к обладанию сильной боеспособной армией. Вблизи селения Асука в 710 году было закончено строительство столицы Хэйдзёкё (Столица Цитадели мира), возведенной по модели китайской столицы Чаньань. Кроме императорского дворца и домов знати в столице разместились крупные храмы, среди которых Тодайдзи (Великий восточный храм), при котором была возведена Тодайдзи-мицугура (Сокровищница Тодайдзи) для хранения сокровищ покойного императора Сёму, почившего в 748 году. Эта сокровищница, известная также как Сёсоин (Сокровищница), сохранилась до наших дней.

Реформы Тайка оказали большое влияние на кузнецов. Все ремесленники, прежде бывшие в зависимости от частных лиц, перешли в непосредственное ведение императорского двора, который для удовлетворения своих потребностей применял к ремесленникам синабэ и дзякко систему принуждения. Особенно это относилось к кузнецам-оружейникам, так как государство строго контролировало производство оружия. После военных походов войска распускались, оружие складировалось в арсеналах, которыми ведало военное министерство. Период Нара был очень важным не только в процессе развития японского государства, но и в становлении мировоззрения японцев. В 712 году появились на свет «Кодзики» (Записи о древних делах) и в 720 году — «Нихонги» (Анналы Японии), в них собраны древние мифы, из которых японцы узнали о своем божественном происхождении. В этих книгах мы находим, что божество Идзанаги-но Микото владело мечом Тоцука-но цуруги» (Меч длиной десять рук), которым его сын Сусано-о Микото убил восьмиглавого дракона, спасая от угрозы быть съеденной девушку 13 . Из тела дракона Сусано извлек священный меч и подарил его своей сестре Аматэрасу о Ками. Это был легендарный «Амэно муракумоно цуруги» (Меч клубящихся грозовых облаков). Когда внук богини Аматэрасу, Нинигино Микото, сошел по ее наставлению с небес на землю для принятия навечно власти над страной Японией, он имел присебе три символа императорской власти : ятанокагами — зеркало , эмблем у солнца и богини Аматэрасу , озаряющей небо , ясакамин о магатама — сияющую изогнутую яшму , символ совершенства , и уже упоминавшийся меч «Амэно муракумоно цуруги» , символ воинственности 14 . Нинигин о Микото стал небесно-земным родоначальником непрерывной династии японских императоров , а эти три сокровищ а (сансю но дзинки) стал и наследственной собственностью императоров.

Меч клубящихся грозовых облаков , символ императорской власти , более известен под названием «Кусанаги-но цуруги » (Меч коситель травы) , так как , согласно легенде , спас принца Ямато Дакэ . Этот меч самостоятельно выскочил из ножен и скосил заросли подожженного врагам и вереска , в котором оказался принц . Реальной причиной такого названия меча могла быть его необычайна я острота . Согласно «Нихонги» , кузнецы являются потомкам и божественног о кузнеца Амэн о Коянэ . Хроника «Суйдзинки » также говорит ,что в провинции Кавати в местности Тину но Кавакам и проживало много кузнецов , ковавших мечи . В дошедших до нас списках древних кузнецов первым назван легендарный Амакуни из селения Уда в провинции Ямато , считающийся автором известного меча «Когарасу-Мару» (Маленькая ворона) . Этот меч сделан в стиле киссаки-мороха , очень популярном в период Нара , — прямой , а верхняя часть обоюдоострая . Однако этот меч очень важен в истории японского меча , так как его обоюдоостра я вершина короче обычного и клинок изогнут . Ученые никак не могут установить исторический момент , когда в Японии произошел переход от прямых мечей к изогнутым , и это т меч постоянно находится в центре их внимания , так как на сегодняшний день является самым древним изогнутым японским мечом . Согласно традиции , Амакуни выковал его в третий год Тайхо (70 3 г.) , однако достоверных свидетельство жизни мастера нет , как нет и подписи на мече. Легенда гласит, что в 782 году этот меч украла ворона , что и дало ему название . С другой стороны , форма меча напоминает клюв вороны. Служительница Усыпальницы Великой Идзэ подарила Когарасу-мару императору Камму (781-80 6 гг.) . Меч хранился в императорской коллекции и был подарен Тайра Садамори в X веке за победу над Фудзивара Сумитомо и передавался в семье Тайра по наследству долгое время, а затем перешел в собственность семьи Токугава. В настоящее время «Маленькая ворона» вновь хранится в коллекции императорской семьи.

Древние документы донесли до нас название одного из железных рудников периода Нара — Накаямаги-но Бэссё в провинции Биттю. В одной поэме говорится, что «...туман, покрывший Накаяма в Киби, где делают железо, никогда не очищается от дыма и туч». Для получения железа использовали водяные мельницы, управляемые мехами из оленьей кожи. Известно также, что в период Дзинго-Кэйун (767-769 гг.) Унэмэно Асон Ура, губернатор провинции Хитати, заказал местному кузнецу Саби-но О-маро меч из железосодержащего песка с берега реки Вакамацу. Меч получился очень острым. Это самый ранний из описанных случай приготовления меча из железосодержащего песка в Японии.

В первый год Тайка (645 г.) правления императора Кётоку ношение мечей было запрещено. Исключение было сделано для охраны столицы и солдат в пограничных провинциях. В седьмой год Дзито (696 г.) принцам и знати рангом выше Синьи было разрешено носить один меч, а солдаты могли носить кроме большого меча и нож тосу для самозащиты. «Нихонги» определяет тосу как короткий меч 18 со шнуром, то ли обвитым вокруг рукояти и ножен, то ли для подвешивания к поясу. Знать носила тосу скрытно. Согласно «Тайхорё» (Свод законов) от 701 года, тосу — это символ положения и их позволено носить знатным женщинам. При этом ножны часто оборачивались парчой, чтобы тосу, будучи спрятанными в складках кимоно, не скользили и не обнаруживали себя. Скрытное ношение тосу привело к инциденту, когда такой нож был использован в покушении на жизнь одного из императоров. Тосу с клинками более 15 см разрешалось носить только солдатам и охране (эфу)19 . Знать носила укороченные ножи. В собраниях оружия в Сёсоин есть тосу с клинками от трех до десяти сантиметров, оправленные по несколько штук в одни ножны. Выделяется тосу, пожертвованный буддистскому храму супругой императора дамой Татибана. Его длина 23 см, рукоять из рога носорога, ножны деревянные, сплошь покрытые ажурным серебряным орнаментом с маленькими белыми жемчужинами и зелеными стеклянными бусинами.

Мечи Нара очень роскошные. Меч тамаки-но тати имел ру. коять, снабженную ободом, украшенным самоцветами пяти цветов, восемью маленькими колокольчиками и двумя подвешенными самоцветами. Меч сугару-но тати в свое время был украшен перьями ибиса и в четырех углах имел петельки, в которые продет пятицветный шнур. В Сёсоин хранится меч «Кингиндэнсо кара-тати» (Китайский меч в золоте и серебре) императора Сёму (724-749 гг.), который в документах сокровищницы описан так: «Меч, сделанный в Кара, инкрустированный золоченым серебром, клинок 2 сяку 6 сун 4 бу [84,4 см], обоюдоострый, прямой, рукоять обернута самэ, ее навершие из множества завитков, словно вьющийся плющ, мэнуки в том же стиле, какэ белой кожи, обитори лиловой кожи, отделанные белым и черным шелком» 20 . Поверхность металлических деталей инкрустирована золотыми пятнышками, лазурными, красными и зелеными бусинками. Ножны имеют рисунок цветов, облаков и животных, выполненный золотым лаком на черном фоне.

Прежние стили оправ вышли из моды, появилась новая цуба ситоги (рисовое печенье). В рукояти клинок теперь удерживался не при помощи заклепок, а продетым сквозь отверстие в навершии рукояти (кабутоганэ) шнуром цую-но о . В период Нара эти шнуры делали из кожи и они были очень популярны в украшении парадных мечей. На концах шнура зажимались металлические наконечники цую, а ближе к рукояти шнуры перехватывались металлическим зажимом кохадзэ. В боевых мечах использовался длинный бант мути-мусуби, но так как он оборачивался вокруг руки и сковывал свободу движений, впоследствии им перестали пользоваться. Все эти шнуры и банты были разновидностями ремней для запястья и происходили, вероятно, от шнуров удэнуки на очень древних японских жезлах с навершиями магатама. 

Пристрастие знати Нара к красивому оружию вызвало развитие искусства украшения мечей. Широко применялись лаки, смешиваемые с камфарой и красками. В основном для ножен использовались сложные технологии типа хэйдацу, самэ, хёмон 22 . Применялась инкрустация перламутром (радэн) и роспись красками, разведенными в масле (мицуда-э). Кожаные ремни ножен покрывались лаком (сиппи), металлические детали инкрустировались золотом и серебром заподлицо с поверхностью (хэйдацу). Представители высших слоев общества часто носили заморские тати. Антология «Маньёсю» VIII века воспевает мечи, часто называя их корейскими (корай-кэн). Известно также, что самыми острыми считались мечи из царства У. В период Нара мечи стали символами власти и полномочий, предоставляемых тому или иному лицу самим императором. Термин Дай-то означает «Великие мечи». Это реальные 44 меча, в числе которых были несколько рэй-кэн (символических мечей). Например, меч санко-санто-кэн (боевой меч сановника), сделанный в Китае или по китайскому образцу, имел символическое значение, принятое в Китае, где санко — общее обозначение высшего сановника 23 . Меч санко-санто-кэн японский император вручал тому сановнику, которому поручал вести военную кампанию, в качестве символа предоставляемых полномочий.

Другой рэй-кэн — меч хатэки-кэн (меч-сокрушитель врагов) давали во временное пользование воеводе при выступлении в поход. Клинок хатэки-кэн был украшен магическими рисунками. С одной стороны были нанесены изображения трех владык и пяти царей24 , шести звезд Малой Медведицы, голубого дракона, талисмана сэйобо. На другой стороне — пять звезд Северного Полюса, семь звезд Большой Медведицы, белый тигр и талисман роси. Третий рэй-кэн — меч сюгосин-кэн (защитник тела) также был богато украшен. На одной стороне клинка — солнце, шесть звезд Малой Медведицы, красная птица, голубой дракон, а на Другой — луна, семь звезд Большой Медведицы, темная черепаха и белый тигр. Дополнительно на клинке вырезана надпись: «Год есть первая луна косин, изготовлен в Кудара25 , меч ковали трижды по семь дней. Отгоняет и отвращает неблагополучие. Большая Медведица, Малая Медведица, слева голубой дракон, справа белый тигр, спереди красная птица, сзади темная могучая черепаха. Собравшись вместе да пребудут здесь сто благ, возраст годов долог, многолетию нет предела». Происхождение всех этих символов — китайское. Как в Японии, так и в Китае и Корее найдено очень много древних предметов, украшенных подобным образом. Изображения и надписи на мечах в период Нара по-прежнему считались обладающими мистической силой и призваны были привлекать добро и отводить зло.

Все 44 меча Дайто вероятнее всего были сделаны по указу императора Момму (697-701 гг.), который старался подражать всему китайскому. На это указывает как форма мечей, так и стиль их оправ, хотя надпись на описанном сюгосин-кэн, что он сделан в Корее, косвенно может служить подтверждением версии, что мечи Дайто были подарены правителями страны Кудара японской царице Дзингу Кого (201-269 гг.). Но надпись эта могла быть нанесена когда угодно, чтобы придать мечам больший вес и значение.

Период Нара оказался весьма значительным и в становлении мастерства японских кузнецов-оружейников. Развилась японская технология ковки композитной оружейной стали и закалки режущего лезвия клинков с использованием термостойкой оболочки26 . В то же время в результате контактов с материковой культурой и развития разных стилей мечей в терминологии оружия возникла путаница, разобраться в которой не удается и сегодня. Самый большой интерес для нас представляет происхождение терминов тати, цуруги, катана. В документах Сёсоин слово «тати» записано разными парами иероглифов. Например, «дай-то» (большой меч) и «ёко-хаки» (носимый горизонтально). Возможно, что «тати» произошло от «тати-киру» (рубить надвое). Слово «цуруги» могло возникнуть из названия округа Цуруга в провинции Эттю, иероглифы которого означают «оленьи рога», вершины которых остры и напоминают меч. В период Нара слова «тати» и «цуруги» были взаимозаменяемы. Слово «катана» не менее древнее. Оно могло произойти от «ката-ха» (клинок с одним лезвием — необоюдоострый). По аналогии с тем, как иероглифы «дай-то» (большой меч) читаются «тати», так и иероглифы «сё-то» (короткий меч) читаются «катана». Однако, как выглядели древние катана, неизвестно.

Сразу после реформы Тайка, когда изготовление мечей стало делом государственным, начали закладываться основы будущего расцвета искусства оружейников. В то время шли ожесточенные войны с айнами, часто посылались военные экспедиции, а также завоевывались юго-западные острова. Император Кётоку ввел систему призыва на военную службу, и мечей требовалось очень много. Поэтому Кётоку издал указ о поощрении кузнецов. В армии той поры были офицеры вплоть до командира пятерки, и их мечи не могли быть ниже среднего качества. В результате между кузнецами возникла конкуренция и качество изделий начало расти.

Несколько позже была устранена государственная монополия на труд оружейников, хотя жалованье им сохранили. Указанием сверху было определено, что в каждой провинции должно быть 50-60 семей кузнецов, а в центральном округе Кинай— 217. Кузнецам было приказано ставить на мечах свои подписи, что повышало их личную ответственность за работу. Затем власти ввели систему закупки оружия у частных лиц и общественных организаций. Мечи покупались у кузнецов после тщательной проверки. Плохие мечи не покупались, за хорошие платили большие деньги. Все это подготовило почву для подъема искусства японских оружейников в период Хэйан.

Информация взята из книги А.Баженова "История японского меча". Скачать книгу целиком можно по этой ссылке.

Японское оружие в периоды Асука и Нару (587-782 гг.)