0
0
0

Японское оружие периода Модояма (1573-1599 гг.)

Японское оружие периода Модояма (1573-1599 гг.)
Этот короткий исторический промежуток отмечен яростной борьбой за власть в стране и сменой лидеров. Ода Нобунага сошелся в противостоянии с грозным феодалом и талантливым полководцем Сингэн Такэда (1521-1573 гг.), однако при осаде Киото в 1572 году в ночной темноте Сингэн получил пулю в грудь и вскоре скончался. Сильная армия Такэда, возглавляемая его сыном Кацуёри, через 2,5 года в битве при Нагасино была расстреляна из ружей стрелками армии Токугава Иэясу, вассала Ода. Клан Такэда сошел с исторической арены, а яростный Нобунага, оставшись без опасного противника, еще активней принялся подминать под себя враждебные провинции. К 1582 году в череде бесконечных войн с феодалами, монастырями, мятежными городами и крестьянскими восстаниями он подчинил более половины страны, но потерял власть еще быстрее, чем клан Такэда. Ода остановился на отдых в храме Хонно близ Киото, чем воспользовался один из его приближенных военачальников Акэти Мицухидэ. Его солдаты окружили храм, свита Нобунага пала в бою, сам он сделал сэппуку, храм был сожжен. 

Судьба не была благосклонна и к Акэти. Другой военачальник Ода, Тоётоми Хидэёси, занятый войной далеко на северо-западе, совершил стремительный марш-бросок и прибыл на военный совет, на котором принял роль главнокомандующего, возглавил войска Нобунага и разгромил мятежного Акэти в битве при Ямадзаки. Вслед за этим уже упоминавшийся Токугава Иэясу начал трехлетнюю войну против новоявленного диктатора, но был вынужден уступить и заключил с Тоётоми Хидэёси мир.

Время правления Тоётоми Хидэёси вплоть до его смерти в 1598 году — период относительного мира и сложных политических игр. Тайко™ провел перепись населения страны, разделил крестьян на имущих и безземельных, закрепил социальные различия 79 . Он разглядел коварные цели иезуитов — европейские священники и их японская паства подверглись гонениям.

Под конец жизни Тоётоми осуществил дерзкую агрессию против Кореи. Японский десант на Корейском полуострове быстро захватил больше половины страны, чему способствовало малодушие корейских царей, но местное население при поддержке правителей Китая дало японцам такой отпор, что положение армии Тайко стало критическим. В разгар корейской кампании в 1598 году Тоётоми Хидэёси скончался.

Период Момояма отмечен расцветом городов, торговли и ремесел. Искусство стало ближе к народу, но потеряло религиозно-философский смысл. Стали популярны театр Кабуки, чайная церемония (тя-но ю), декоративная настенная живопись и искусство гравюры.

Эпоха Момояма отмечена значительными переменами в мире японского меча. Во многом это было связано с личностью самого Тоётоми Хидэёси. Будучи выходцем из безродной крестьянской семьи, он относился к крестьянам очень недружелюбно. Еще в эпоху сэнгокудзидай доведенные до нищеты крестьяне повсеместно начинали восстания, к которым примыкали многочисленные разорившиеся самураи (кокудзины), самураи, потерявшие господина (ронины), и городская беднота. Эти несчастные объединялись в крупные боевые отряды, нападали на замки, монастыри, целые города и однажды — на императорский дворец в Киото. Беспрецедентным можно считать случай, когда крестьяне изгнали за пределы провинции своего даймё и установили на несколько лет крестьянское самоуправление. Только объединенные усилия нескольких феодалов сломили эту мощь.

Поэтому период Момояма, как и период Муромати, характеризовался наличием у населения большого количества оружия, и Тоётоми Хидэёси издал указ:

«Указ о сборе мечей.

1. Людям разных провинций строго запрещается иметь в своем распоряжении различные мечи, короткие мечи, луки, копья, огнестрельное и другое оружие. Наличие лишних орудий [войны] делает затруднительным сбор налогов и пошлин и ведет к разжиганию восстаний. Не приходится говорить о том, что преступники негодных актов против официальных представителей должны быть без промедления наказаны, но в таком случае поля с необрушенным рисом и хозяйства нарушителей окажутся оставленными без ухода и урожаи прекратятся. Поэтому главам провинций, официальным представителям и заместителям приказываю собрать все оружие, о котором говорилось выше, и вернуть его правительству.

2. Мечи и короткие мечи этого сбора не должны сгинуть. Они будут использованы в качестве гвоздей и болтов при создании Великой статуи Будды. Это поможет людям не только в этой жизни, но и в потустороннем мире 80 .

3. Если люди владеют только сельскохозяйственной утварью и посвящают время исключительно сельскому хозяйству, они и их потомки будут процветать. Искренняя забота о благополучии людей стала причиной появления этого указа, который является основой мира и безопасности страны и счастья людей. В других землях, например в Китае, правитель Яо переделал замечательные мечи и острое оружие в сельскохозяйственные орудия после того, как он установил мир 81. В нашей стране такой эксперимент не осуществляется. Поэтому всем людям следует придерживаться сказанного и понимать цели этого акта и посвятить все свое внимание сельскому хозяйству и шелководству. Все орудия, упомянутые выше, должны быть собраны и представлены немедленно. Тэнсё 16 [1588 г.], седьмой месяц, восьмой день ХИДЭЁСИ [печать]». 

В работе «Кокуси гайкан» японский исследователь Куроита дал точную характеристику этому указу: «Знаменитая охота за мечами лишила крестьянство оружия и сделала войну исключительно прерогативой наследственного класса». Все собранное оружие было пущено в переплавку на гвозди и болты. Остается неясным, как отсортировывались замечательные мечи, о которых говорится в третьем пункте указа, ведь совершенно очевидно, что крестьяне не покупали мечи, а подбирали их у павших самураев на полях сражений. Поэтому конфискованные мечи могли включать и уникальные экземпляры.

При всем этом Тоётоми Хидэёси известен как страстный поклонник искусства японских оружейников. Ни для кого не было секретом это увлечение, и в его резиденции в замке Осака со временем скопилась большая коллекция подаренных ему высококачественных мечей. Чтобы навести в ней порядок, на службу был призван мэкики Хонами Коэцу82 , которому было поручено составить список мастеров, начиная с глубокой древности, разделив их на группы по ориентировочной стоимости изготовленных ими мечей. Список был опубликован в печати лишь в 1702 году и привязан к цене одного май золотом 83 . Обращает на себя внимание наличие первой группы мастеров, чьи работы объявлены бесценными, и присутствие мистического Мурамаса из Исэ в последней группе несмотря на высочайшее качество его мечей. Несомненно, это связано с их дьявольской славой.

Увлеченность Тоётоми Хидэёси мечами и его умение разбираться в них иллюстрирует следующая реальная история. Однажды, во время пребывания в Фусима, Хидэёси вошел в большой зал, где его ожидали приближенные, и продемонстрировал пять мечей, предложив присутствующим угадать имена их владельцев. Маэда, его вассал, усомнился в возможности этого, и Тоётоми сказал с улыбкой: «Это очень просто. Украшенный золотом меч принадлежит Хидэиэ, так как он любит блеск; длинный меч должен принадлежать Кагэкацу, так как он относится ко временам его отца, когда предпочитали такие длинные мечи; обернутый кожей меч должен быть меч Тосииё, так как, хотя у него много заслуг и несколько провинций, он не изменил прежним привычкам [простоты], а тот необычный меч должен принадлежать Тэрумото, так как он любит все очень необычное. Эдо Дайнагон84 — человек очень храбрый и не ищет спасения в наличии меча. Поэтому тот меч, совсем обыкновенный, должен быть его».

В период Момояма прекратили существование многие уважаемые школы — Масамунэ, Гассан, Фудзисима, Такада, Сэки. В результате разлива реки Ёсииё в наводнении погибли более тысячи кузнецов селения Осафунэ и эта легендарная школа провинции Бидзэн обескровила. Фактически исчезли последние школы-патриархи, что совпало с большими изменениями в облике японских мечей, вызванными кардинальными переменами в тактике ведения боевых действий.

Активно использованное в 1575 году в битве при Нагасино огнестрельное оружие убедительно доказало свою эффективность, и с тех пор ружья были взяты на вооружение всеми феодальными князьями. Пехота стала основным участником боя, и мечи отражали желания пехотинцев, их стиль ведения боя. Так как во всем мире пехота предпочитает колющее прямое оружие умеренной длины, мечи конца Момояма сильно выпрямились, стали короче, а вершины клинков (киссаки) стали крупнее, что важно для рубящего удара. Искусство фехтования (кэндо) в то время также отдавало предпочтение малоизогнутым небольшим мечам.

Строительство дорог и развитие торговли позволили кузнецам не жить коммунами вблизи мест выплавки железа, а работать в призамковых городах, куда сырье доставлялось без труда. Поэтому в мечах проявились местные черты — кузнецы не путешествовали по стране, собирая опыт, а доходили до всего своим умом на местах. Этому способствовало и снижение спроса на мечи после выхода известного указа Тоётоми Хидэёси. Теперь кузнецам, чтобы сохранить своих клиентов, пришлось заботиться о качестве и экспериментировать, пытаясь повторить шедевры эпохи Камакура. Повлияло на искусство оружейников и знакомство с намбан-тэцу (железо от южных варваров), европейским продуктом, завозимым в Японию. Это железо существенно отличалось свойствами от японского и повлияло на технологию ковки, даже цвет клинков стал иным.

Все эти процессы в конце XVI века настолько изменили японский меч, что были введены в обиход два термина: кото и синто, старые и новые мечи, грань между которыми была проведена по 1596 году. Первыми новые тенденции реализовали три мастера — Хорикава Кунихиро, Умэтада Мёдзю и Ясуцугу, в чьих работах наблюдается полное безразличие к традициям прежних эпох и воплощены новые идеи. Танака Синано-но Ками Кунихиро сперва жил в селении Оби в провинции Хюга на острове Кюсю, затем начал путешествовать, познавая секреты в разных кузнечных школах и впоследствии основал в Киото школу Хорикава. Самый известный его меч — «Ямаубагири» — точная копия меча «Ямаубагири» (Губитель горной старухи) мастера Тёги из Осафунэ XIV века. Копия была сделана в 1585 году в провинции Кадзуса по технологии Сосю, которой придерживалась школа Хорикава некоторое время. Среди достойных внимания мастеров школы Хорикава — Масахиро, Синкай, Кунисукэ, Сукэхиро. О некоторых из них речь впереди.

В технике Сосю работала и школа Этидзэн Синто, возглавляемая Ясуцугу из Этидзэн. В эпоху Момояма кузнец Симосака Итидзаэмон из провинции Оми служил влиятельному даймё Юки Хидэёси в Этидзэн, а в 1596 году перешел на службу к Токугава Иэясу, и тогда начался расцвет его творчества. В 1606 году за успешную работу Иэясу разрешил кузнецу использовать в своем имени иероглиф «ясу», и тот сменил имя на Ясуцугу. Его потомки под этим именем работали до середины периода Эдо. Ясуцугу считается первым кузнецом, использовавшим намбан-тэцу (европейский металл) для мечей. В семье Умэтада, потомственных мастеров по металлу при сёгунате Асикага, в 1558 году родился Мёдзю, ставший третьим «отцом синто». В его работах, в основном танто, часто можно встретить гравированные изображения драконов и буддистских святых, которые выполнял сам кузнец.

В период Момояма появилось много школ. Школы Хорикава и Мисина в Ямасиро, а также Аои Симосака в Эдо, Ёкояма в селении Осафунэ в Бидзэн, Мидзута в Биттю. Хотя в их основе лежали традиции и опыт предыдущих поколений мастеров, эти школы были нацелены в будущее и внесли вклад в становление концепций синто. В школе Сацума, возникшей на основе традиций Сэки, работали Масакиё и Ясуё, так преуспевшие в своем ремесле, что их патрон сёгун Токугава Ёсицунэ впоследствии разрешил им гравировать на хвостовиках мечей лепесток мальвы, часть трилистника герба клана Токугава. Но не все кузнецы Момояма изменили многовековым традициям. Школа Исидо, например, долгое время продолжала работать в стиле Бидзэн, да так успешно, что впоследствии многие клинки Исидо Момояма были ошибочно отнесены к укороченным кото.

Укорачивание мечей в эпоху Момояма представляется сегодня явлением трагическим. Так как кото были длинные и сильно изогнутые, а время требовало клинков средней длины и слабо изогнутых, и так как самураи предпочитали надежные древние мечи современным, они стали отпиливать у кото верхнюю часть клинка и лишнюю часть хвостовика, на которой стояла подпись автора. В результате сегодня мы имеем большое число изуродованных высококачественных кото, потерявших свои надписи, атрибутировать которые невозможно. Например, сохранился укороченный меч прославленного мастера Го Ёсихиро. Этот меч в своем первозданном виде правитель Тайко подарил феодалу Маэда Тосинага, а тот сделал его своим личным оружием, укоротив клинок до 63 см.

Когда в эпоху Момояма прекратились крупные военные конфликты, произошел всеобщий и окончательный отказ от стиля тати, то есть меча, носимого подвешенным к поясу на ремнях лезвием вниз. В качестве форменного стиля самураев был принят комплект дайсё85 (большой и малый) из двух мечей утигатана — большого катана и малого вакидзаси 86 , носимых лезвием вверх заткнутыми за пояс. В святилище Ояма в Канадзава хранится дайсё, созданный между 1573 и 1592 годами, принадлежавший даймё Маэда Тосииэ. Особенностями этого дайсё, типичными для эпохи Момояма, можно считать наличие двух укороченных клинков Камакура и Намбокутё и полное безразличие в подборе деталей оправ, которые совсем не соответствуют друг другу. Типичная катана-косираэ (оправа меча) эпохи Момояма включает рукоять самэ черного лака, шнур коричневой кожи, железную цуба, фути-касира черненой меди, ножны блестящего черного лака роиро. Именно такой комплект принадлежал Юки Хидэясу, сыну Токугава Иэясу.

Утверждение дайсё в качестве стиля для самураев (тайтогомон — «право на ношение меча») вызвало всплеск спроса на короткие мечи вакидзаси, а производство танто почти прекратилось. Тем более что прославленные танто прежних эпох, если они были достаточно длинные, оправлялись как вакидзаси. Если их длина была недостаточна, их носили дома, кроме того, танто в парадном костюме выделяло даймё и самураев высших рангов. Получила распространение мода на оправы айкути ханаси-мэнуки 87(без цуба и оплетки тесьмой). Стиль кинжалов с цуба и оплетенными рукоятями, характерный для эпох Намбокутё и Муромати, был окончательно забыт.

Самураи эпохи Момояма были достаточно свободны в выборе оправ для своих мечей. Книга «Дзохё-моногатари» (конец XVI в.) описывает будни боевой жизни. Согласно рассказам бывалых воинов, оружие с золотой или серебряной отделкой нередко становилось причиной смерти их владельцев или носителей, которых во сне убивали свои же. Один носильщик отделанного серебром копья своего господина, утомившись, уснул, и в это время серебряные детали украли. Проснувшись и обнаружив пропажу, слуга, чтобы избежать позора, был вынужден покончить с собой. Дошедшие до нас дорогие образцы мечей не отражают реального положения вещей. Настоящее боевое оружие не поражает воображение. Это бесхитростные изделия, которые активно изнашивались, их меняли, так что у них было мало шансов быть переданными последующим поколениям. Встречались давно привычные оправы роиро-но тати, итомаки-но тати, сиридзая-но тати, а рукояти мечей могли быть изогнуты столь же сильно, как у мечей эпохи Хэйан. В восточных провинциях воины отдавали предпочтение мечам с очень длинными рукоятями — нагацука-но катана (меч с длинной рукоятью). Сохранились традиции Хэйан в украшении торжественных мечей кадзари-тати. Если аристократы носили эти мечи в стиле хосодати (с тонким прямым беспомощным клинком), то буси (воины) использовали маки-э-но тати с боевыми закаленными клинками. Для времен Момояма оправа кадзари-тати включала следующие детали: рукоять белой самэ с запонками в виде тавара (пучки рисовой соломы), мэнуки павлонии, ножны лака насидзи (грушевое дерево) с рисунком павлонии лаком маки-э, металлические детали золоченой меди с цветочным мотивом и павлониями, с красной и зеленой эмалями на грунте нанако (рыбьи дети, то есть икра). Цуба обязательно в форме ситоги с зеленой эмалью.

Цуба эпохи Момояма показывают активный поиск мастерами новых форм (соперничество круглых и квадратных цуба, с отверстиями и без них) и разработку ювелирных техник. Повсеместно возникали новые школы, мастера стали подписывать свои работы. Наряду с укорачиванием мечей Момояма имелись всплески интереса и к очень большим клинкам. Сохранились свидетельства, что после 1570 года использовались мечи с клинками 150-180 см, которые называли о-тати, а прежние мечи называли ко-тати (короткие мечи), хотя они обычной длины. Ода Нобунага вооружил авангард своей армии нагамаки с клинками 90 см и рукоятями 120 см. Тоётоми Хидэёси в корейской кампании вооружил солдат огромными мечами. Средневековая корейская книга так описывает японских солдат: «Все солдаты несли на плечах огромные мечи, и, когда местные видели их с другого берега реки Дайдоко, солнечные лучи отражались в этих мечах подобно вспышкам молнии».

Еще следует упомянуть стиль хандати (полутати), то есть меч, в оправе которого имеются детали от оправ и тати, и катана. Такие мечи часто носили как катана. Если же настоящий тати носили заткнув за пояс, эта манера называлась отосидзаси.

Прежде, когда воины использовали мечи тати, их хранили в вертикальном положении рукоятью вниз, лезвием от зрителя в специальных стойках. Дайсё потребовало разработки нового стиля хранения катана и вакидзаси. Парные мечи стали хранить горизонтально, рукоятями слева, лезвием вверх на подставке катана-какэ с пазами (укэ) под мечи. Если мечи вдруг располагались рукоятями справа, это настораживало посторонних, так как позволяло хозяину стремительно пустить меч в дело, что было невозможно, если мечи располагались наоборот — рукоятями слева. Если на катана-какэ хранили тати, его клали лезвием вниз, если катана хранили в вертикальной стойке, то располагали рукоятью вверх, обухом клинка к зрителю. В основном катана-какэ делали из дерева и богато лакировали, украшая изображениями гербов (мон) владельцев, но были разработаны и складные походные комплекты, а иногда использовали для хранения мечей пары оленьих рогов.

Наука фехтования кэндо получила большое развитие в период Момояма. Большой известности добились ученики основателя школы Синкагэ, Хидэцуна. Например, Огасавара Гэнсин отправился в Китай, чтобы учить фехтованию китайцев, однако однажды встретил человека, чей стиль ведения боя изумил его. Гэнсин, помимо обучения китайцев, сам стал брать уроки у китайского мастера. Впоследствии, вернувшись в Японию, Гэнсин переосмыслил накопленный опыт и выработал свою методику, да такую, что никто его не мог победить. Его ученик Хария Сэкиун серьезным образом изучал дзэн-буддизм у монаха Кохаку, настоятеля одного из главных монастырей в Киото, и однажды пришел к потрясающему выводу, что фехтование вообще не нуждается в технике, а лишь в свободе духа. Это было состояние просветления (сатори) — лозунг Кэндзэн-ити (Меч и Дзэн одно и то-же) стал для Сэкиуна реальностью. Он понял, что его учителя не были мастерами кэндо, так как не могли преодолеть трех заблуждений — что побеждает более сильный, что проигрывает слабый, что равные противники поражают друг друга. Впоследствии Сэкиун основал школу Мудзюсин-кэн (Меч непребывающего ума).

Наиболее известным фехтовальщиком того времени, однако, был Мунэёси (1529-1606 гг.). В 1565 году он стал учеником Хидэцуна и через год принял из его рук инка (сертификат качества фехтования школы Синкагэ) в виде листа бумаги с нарисованным кругом, олицетворяющим символическое зеркало, которое никогда не загрязняется 89 . В 1577 году после поражения армии своего сюзерена от войск Ода Нобунага, Мунэёси, возглавлявший небольшой военный клан, занялся обустройством своих владений и развитием науки о фехтовании, выработав концепцию му-то (не меч). Он сочинил трактат о фехтовании, уделив большое внимание философским проблемам: «Хоть я и могу победить в поединке на мечах, я остаюсь каменной лодкой90 , не способной пересечь море под названием — Жизнь». В 1594 году Токугава Иэясу, будучи генералом при Тоётоми Хидэёси, вызвал Мунэёси к себе. Он желал увидеть искусство «не меча». Как только Иэясу атаковал безоружного мастера своим мечом, тот выхватил этот опасный клинок у него голыми руками. Иэясу тут же решил стать учеником Мунэёси и написал кисёмон (письменную клятву): «В школу фехтования Синкагэ. До получения сертификата мастерства я не скажу никому, будь то родители или дети, чему я научился. Я никогда не проявлю непочтительности в Ваш адрес [к учителю]. Если в этом обязательстве имеется ложь, пусть божества по всей Японии, большие и малые, и особенно Марией, покарают меня. Ручаюсь в этом. Третий год Бунроку [1594 г.], третий день пятого месяца. Иэясу [подпись]».

Информация взята из книги А.Баженова "История японского меча". Скачать книгу целиком можно по этой ссылке.

Японское оружие периода Модояма (1573-1599 гг.)