0
0
0

Выбор катаны - традиционный способ.

Выбор катаны - традиционный способ.

Выбор катаны согласно японской традиции сводился в первую и основную очередь к выбору клинка. Все остальные части изделия при необходимости могли быть заменены и не играли такой важной роли. Сам процесс оценки внешнего вида и качеств клинка на японском означается термином кантэй. Именно об этом и пойдёт речь в этой статье.

Приведённый ниже порядок оценки клинка катаны при выборе является традиционным и может быть применён как при выборе антикварной катаны так и катаны синсякуто (новодела).

Согласно традиции кантэй необходимо обратить внимание на:

  1. То-син, или сугата — форма полосы в целом
  2. Ха-ватари — длина режущей части
  3. Сори — величина и характер прогиба
  4. Фумбари (фунбари) — степень и характер расширения клинка по направлению к хвостовику, особенно вблизи «плечиков» мати
  5. Киссаки — форма и стиль острия
  6. Синоги-дзи — ширина зоны клинка от ребра синоги до спинки мунэ
  7. Стиль оформления обуха
  8. Касанэ — толщина клинка
  9. Нику-дори — структура стали

Если на поверхности имеются хоримоно (гравировки), они требуют отдельного исследования, поскольку зачастую точно отражают время изготовления. Достоверную информацию таят в себе такие аспекты клинка, как:

  • Дзи-ганэ — характер поверхности стали на боковых гранях полосы;
  • Дзи-хада — узор дамаска на боковых гранях полосы;
  • Хамон — совокупность кристаллических структур ниэ и ниои вдоль границы, отделяющей закаленную режущую часть от пластичной зоны. Без рассмотрения хамон оценка меча теряет всякий смысл, ибо клинок, лишенный хамон, вообще не является традиционным.

Сугата — форма клинка. В это понятие входят общие пропорции полосы, степень ее прогиба, расположение точки максимального прогиба относительно середины, острота лезвия, качество отделки хвостовика, тип насечки ясури, вес, баланс и т. д. Для оценки всего этого меч держат вертикально прямо перед собой.


Дзи-ганэ — характер поверхности стали на боковых гранях клинка со всеми полагающимися компонентами узора. Чтобы они стали заметны, полосу располагают определенным образом, но успех зависит как от качества полировки, так и от техники созерцания. Смотрите вниз на плоскость меча при ярком верхнем точечном источнике света. Это позволит увидеть детали хада, но нюансы хамон не проявятся достаточно отчетливо.


Хамон — главная особенность японских мечей. Контрастная граница между закаленной зоной лезвия и основным телом клинка формируется из мелких (ниои) и крупных (ниэ) кристаллов цементита, которые заметны в ореоле светового блика от яркого точечного источника, если клинок нацелить чуточку ниже него. Изменяя угол наклона, смещают блик вдоль полосы по всей длине.


Во время осмотра меча, как и во всякое остальное время, ни в коем случае нельзя прикасаться к его поверхности руками. Для этого пользуются специальной шелковой тканью фукуса или листком рисовой бумаги. За неимением таковой подойдет любой чистый сухой лоскут.

Новички склонны ошибаться, принимая за хамон белизну финальной полировки ха-дори, поскольку достаточно трудно выделить истинную форму струи хамон при наличии хорошего, активного состояния ниэ, ниои и уцури, если нарушена техника осмотра. Никому не удастся получить отчетливую картину без качественного блика, а лучший результат дает голая электрическая лампочка (не матовая). Люминесцентные источники света не годятся. В процессе разглядывания нужно обратить особое внимание на яки-доси — завершение линии хамон в районе нижнего порожка ха-мати, а также на мунэ-яки — твердые участки закалившейся стали в поверхности спинки. Боси, или форма загиба хамон в зоне острия, считается труднейшим нюансом искусства закалки, своеобразным лицом школы, ясно указывая на мастера или семью мастеров.

Ха-ватари — это длина режущей кромки, а попросту — общая длина изделия за вычетом хвостовика. Собственно, каждый в состоянии тотчас сказать, какого рода образец попал ему в руки — большой меч (тати, катана), малый меч (вакидзаси) или один из нескольких типов традиционных ножей. Единственная заминка может произойти при попытке отличить клинок тати от клинка катаны, ибо порой они весьма схожи, а также определить разновидность ножа, поскольку она обусловлена стилем монтировки.

Сори — прогиб клинка. Данный параметр имеет количественную и качественную составляющие. Иными словами, мы должны определить как величину прогиба, так и расположение точки его максимума относительно центра полосы. Часто клинки старых тати имеют больший изгиб, нежели катана, хотя из всякого правила есть исключения. Если говорить о некоей усредненной тенденции, то прогиб катана равен ширине клинка (около 30 мм), тогда как для тати это значение иногда составит две ширины и более. Термином музори обозначаются японские клинки не имеющие прогиба по обуху.

По характеру кривизны клинок может быть отнесен к одной из трех категорий — в зависимости от расположения точки максимального прогиба.

  • Коси-зори. Слово коси означает «талия». Точка максимального прогиба расположена вблизи порожков мати, примерно на одной трети общей длины от среза хвостовика, т. е. там, где меч обычно соприкасается с талией своего хозяина. Иногда эту форму именуют «бизен-зори», поскольку множество школ данной провинции пользовались ею на протяжении веков. Это самые удобные мечи для иай-дзюцу.

         

  • Тории-зори. Название формы произошло от сходства со слегка изогнутой верхней перекладиной ритуальных синтоистских ворот тории. Также известно другое имя — Кё-зори. «Кё» — второе наименование провинции Ямасиро, где изготавливалось большое количество подобных мечей. Центр прогиба совпадает с центром полосы.

        

  • Саки-зори. Саки означает «острие, вершина». Центр прогиба сдвинут в направлении острия. Эта форма была наиболее популярна в период Муромати, но чаще всего она применялась в клинках нагинаты.

        

Сугата-дзукури. Два параметра по которым определяется форма клинка, его профиль (сугата) и сечение (дзукури). Существуют следующие вариации сугата-дзукури (форм клинка).

  • Хира-дзукури. Хира означает «ровная». Практичная форма, успешно преодолевшая все периоды и дожившая до наших дней. Использовалась для танто и коротких вакидзаси.

       

  • Кири-ха-дзукури. Очень архаичная форма с двумя линиями ребер синоги вдоль клинка по обеим его сторонам. Возникла в конце эпохи Хэйан. Поскольку угол схождения кромок велик, представляется затруднительным достижение бритвенной остроты, присущей всем японским клинкам.

       

  • Ката кири-ха-зукури. Является сочетанием двух предыдущих. Возникла в конце периода Камакура, снова став популярной через 500 лет, на исходе Эдо. Не обладает никакими преимуществами, сохранив недостаток, связанный с трудностью острой заточки лезвия.

       

  • Моро-ха-дзукури. Дословно означает «обоюдоострая». Классическая форма нескончаемого числа кинжалов по всему свету. Иногда делалась с прогибом, при этом перекликаясь с азиатским «бебутом». Использовалась для танто с середины периода Муромати, то есть примерно с 1450 года.

       

  • Каммури-отоси-дзукури. Данный тип часто встречается на протяжении всего периода Камакура в работах провинции Ямато, а также в изделиях школ, так или иначе вышедших из Ямато или связанных с нею. Ввиду чрезвычайной практичности форма пользовалась заслуженной популярностью, благополучно дожив до наших дней. Использовалась для клинков больших боевых танто и хамидаси. Темная зона — своеобразный короткий дол в виде неглубокой полукруглой ложбинки, поверхность которой отполирована столь же тщательно, как и остальной клинок.

       

  • У-но-куби-дзукури. Такая форма, известная как «шея баклана», получила название оттого, что верхняя часть синоги-дзи словно вдавливается внутрь, заостряясь по направлению к спинке в средней зоне клинка. Маленькое вертикальное ребро ёкотэ, отделяющее острие, может отсутствовать. В целом является разновидностью предыдущей формы.

       

  • Осораку-дзукури. Форма с утрированно большим острием киссаки впервые вышла из рук Симада Сукэмунэ в конце периода Муромати. «Осораку» переводится приблизительно как «быть может?» или «возможно?». Именно это слово было вырезано на авторском экземпляре. Так или иначе, сегодня подобные клинки переживают второе рождение, завоевав популярность благодаря своей отменной практичности, а также изысканному, хищному дизайну.

       

  • Синоги-дзукури. Наиболее часто встречающаяся форма во все периоды после Хэй ан. Названа так из-за ребра синоги, протянувшегося вдоль всей полосы, от накаго до киссаки. Благодаря ребру клинок сочетает жесткость и сравнительно малый вес, позволяющий лихо орудовать как обеими, так и одной рукой.

       

  • Сёбу-дзукури. Форма без ёкотэ, обыкновенный ромб. Часто использовалась в период Муромати, но лишь для танто и вакидзаси. Это объяснимо: истонченное острие, во-первых, смещало баланс к рукоятке, уменьшая силу рубящего удара, а во-вторых, было склонно к переломам ввиду той же ослабленности. Хотя колоть таким мечом удобнее, стиль не прижился и быстро сошел под сень забвения. Зато во всем остальном мире, особенно в Европе, эта форма сечения купалась в лучах популярности не одно столетие, кочуя с одной разновидности клинков на другие. Видимо, пристрастие европейцев к широким клинкам компенсировало недостаток веса и прочности полос данного типа.

       

  • Киссаки моро-ха-дзукури. Название переводится как «форма с обоюдоострым острием». Чрезвычайно древняя форма, имевшая переменное сечение до одной трети длины. Возникла в конце периода Нара (710–794), вероятно, как попытка совместить преимущества рубящего и колющего оружия. Своим вторым названием — «когарасумару-дзукури» — форма обязана знаменитому мечу «Когарасу» («Вороненок», или «Маленькая ворона») работы мастера Амакуни.

       


При оценке катаны имеющей антикварную ценность одним из основных требования является осмотр хвостовика клинка.

Киссаки - форма острия клинка. Киссаки отделено от основного полотна клинка полосой - ёкотэ, на рисунке ниже то, что называется киссаки закрашено серым цветом. Так же киссаки может отличаться по форме скругления. Различают о-фукура («большое скругление») и ко-фукура («малое скругление»).

форма киссаки

Кривизна и даже характер линии меняются в широких пределах, и здесь показаны лишь два значения этой шкалы. Размеры киссаки также разнообразны, но для простоты классификации выделяют три: малый (ко-киссаки), средний (тю-киссаки) и большой (о-киссаки).форма киссаки

Формы киссаки, описанные выше, встречаются наиболее часто. Кроме них существуют ряд довольно редких форм киссаки, такие как:форма киссаки

Мунэ - форма обуха клинка. Девять из десяти традиционных клинков имеют спинку ёри-мунэ, поднятую «домиком». Различают высокую (такасимунэ) и более плоскую (хикусимунэ).

Форма обуха - мунэ

Оставшиеся 10% редких клинков могут иметь гладкую (хирамунэ), круглую (марумунэ) или комбинированную (синномунэ, мицумунэ) спинки.

Форма обуха - мунэ

Часть информация взята из книги В.Хорева. "Японский меч. 10 веков совершенства". Скачать книгу целиком можно по этой ССЫЛКЕ.

как выбрать катану, выбор катаны