0
0
0

Типы классификаций японских мечей

Типы классификаций японских мечей

Сегодня среди специалистов по японскому оружию существуют несколько устоявшихся классификаций японских мечей, или нихон-то, как говорят в Японии. В этой статье, опираясь на справочную литературы, мы рассмотрим основные типы этих классификаций, а так же основные особенности и признаки мечей, опираясь на которые можно отнести исследуемое изделие к тому или иному типу японского оружия.

Наиболее популярными системами классификации японского оружия являются выделение типов по длине клинка, времени изготовления и типу оправы.

 Классификация по длине клинка. Сяку - японская мера длины, равная 30,3 см.

  • Дайто («большой меч») или одати («большой тати»). Клинок — более 60 см длиной, т.е. 2 сяку. Наиболее известные виды — катана, тати и его разновидности, а тате нодати.
  • Сёто («малый меч») или кодати («маленький тати»). Клинок — длиной 30-60 см, т.е. 1-2 сяку. Это — вакидзаси, коси-гатана, тиисаи-гатана.
  • Кинжалы, или короткие мечи. Длина клинка — менее 30 см, т.е. 1 сяку. Это - танто, хамидаси, айкути, ёрой-доси...

Классификация по времени изготовления клинка представлена в таблице ниже.

Одной из самых интересных классификаций японских мечей является выведение подтипов изделий на основании, оправы, или убранства меча. Отталкиваясь от неё специалисты выделяют следующие разновидности японского оружия.

Кэн и тёкуто. Это наиболее старые из известных японских оправ прямых мечей и к настоящему времени их сохранилось лишь несколько. Часть из них — однолезвийные тёкуто, другие — обоюдоострые кэн или цуруги. Хотя некоторые исследователи считаю что кен и цуруги - это не тип оправы, а отдельный вид мечей, заимствованный японцами из Китайской империи и Кореи. В этом есть доля правды, так как находки цуругу на территории Японии являются самыми древними, и вероятней всего данный тип мечей был привезён переселенцами на японские острова с материка.

Дзиндати-дзукури или Тати косираэ. К этому типу оправы относятся богато декорированные тати, носившиеся в торжественных случаях придворной знатью даймё. Мечи в оправе дзиндати-дзукури всегда носили лезвием вниз, подвесив у бедра с помощью шнура, пропущенного в кольца или петли на ножнах. Существует более 10 разновидностей оправы тати, отличающихся по форме и украшению гарды, цвету и орнаменту лакировки ножен, числу и расположению мон (геральдического значка), стилю деталей эфеса и ножен. Такое многообразие связано с тем, что японский этикет четко регламентировал тип оправы меча соответственно рангу вельможи или типу церемонии. 

Император и вельможи высшего ранга носили богато оправленный сёдзоку-тати («придворный мундирный меч»), тати называвшийся синно-тати («настоящий тати»). При прямом или слегка изогнутом клинке он имел длинную, покрытую кожей ската самэ — рукоять, инкрустированную полудрагоценными камнями; гарду ситоги-цуба в форме крестовины, с петлями с обеих сторон. Металлические детали обычно золотились или даже целиком изготавливались из золота. Придворные среднего ранга и большинство даймё, приезжавших ко двору на время, носили кугэ-тати или эфу-но-тати («меч дворцовой гвардии»), аналогичный вышеописанному, но без украшения полудрагоценными камнями. Вместо них рукоять декорировалась мелкими железными гвоздиками с позолоченными шляпками.

С доспехами или при езде верхом носили итамаки-но-тати («меч, обмотанный нитью»), который позднее был известен как сая-маки-но-тати («ножны, обмотанные нитью»). У этого вида оправы не только рукоять, но и верхняя часть ножен была плотно обмотана шелковым шнуром. Как правило, обмотка была белая, на основе из пурпурной и золотой парчи и покрывала ту часть ножен, которую обычно придерживали левой рукой, вытаскивая меч. Меч этого типа при хранении ставился вертикально рукоятью вниз в специальную подставку тати-какэ, изготовленную из лакированной древесины. Мечи иных типов помещались горизонтально лезвием вниз на обычную подставку для мечей катана-какэ. Часто встречался вариант итамаки-но-тати, который назывался сиридзаяно-тати («меч с ножнами на ягодице»): у него ножны ниже обмотки покрывались мехом тигра или вепря. 

Кабуто-ганэ и саядзири были одинаковыми по форме и размеру (обычно около 2,5 см) и имели на обеих сторонах большие вырезы, сквозь которые была видна поверхность рукояти или ножен. Кабуто-ганэ снабжались двумя металлическими ручками, соединяющимися на одной стороне и образующие маленькое кольцо мусуби-ганэ или сарутэ. К этому кольцу крепился темляк — короткий кожаный двойной шнур с металлическими кисточками. Иногда саяДзири продлевалось с разных сторон ножен, и закреплялось на определенных расстояниях металлическими скобами сэмэганэ. Если же наконечник ножен был коротким, имелось только одно декоративное кольцо сибабики, располагавшееся на 1/4 длины ножен. Между ним и устьем ножен помещалось два обруча аси грушевидной формы, каждый из которых имеел украшенныЙ выступ с продолговатой прорезью для двух коротких ременных петель обитори из замши или золотой парчи. К ременным петлям узлом привязывался длинный узкий ремень — также из замши или жестой золотой парчи, который обматывался на талии и завязывался узлом или, реже, прикреплялся металлической пряжкой. У некоторых тати, носившихся с доспехами, обитори заменялись цепочками кусари (например, у хёгогусари-но-тати).


Кабуто-ганэ и саядзири были одинаковыми по форме и размеру (обычно около 2,5 см) и имели на обеих сторонах большие вырезы, сквозь которые была видна поверхность рукояти или ножен. Кабуто-ганэ снабжались двумя металлическими ручками, соединяющимися на одной стороне и образующие маленькое кольцо мусуби-ганэ или сарутэ. К этому кольцу крепился темляк — короткий кожаный двойной шнур с металлическими кисточками. Иногда саядзири продлевалось с разных сторон ножен, и закреплялось на определенных расстояниях металлическими скобами сэмэганэ. Если же наконечник ножен был коротким, имелось только одно декоративное кольцо сибабики, располагавшееся на 1/4 длины ножен. Между ним и устьем ножен помещалось два обруча аси грушевидной формы, каждый из которых имел украшенный выступ с продолговатой прорезью для двух коротких ременных петель обитори из замши или золотой парчи. К ременным петлям узлом привязывался длинный узкий ремень — также из замши или жесткой золотой парчи, который обматывался на талии и завязывался узлом или, реже, прикреплялся металлической пряжкой. У некоторых тати, носившихся с доспехами, обитори заменялись цепочками кусари (например, у хёгогусари-но-тати). 

На рукояти мечей такого типа помещалась цука-аи («эфесная пара»), соответствующая мэнуки у мечей в оправе букэ-дзукури, и обычно представляющая сочетание из трех повторяющихся значков мон владельца, сделанных из позолоченного металла или золота. При оправе дзиндати-дзукури ножны мечей никогда не несли на себе таких аксессуаров, как когатана, когай и пр.



Букэ-дзукури, или утигатана косираэ. Мечи, оправленные в этом стиле, носили засунутыми за пояс, а не подвесив сбоку, как дзиндати - дзукури. На ножнах отсутствовали обручи аси, вместо них имелся выступ куриката, через который пропускался шнур сагэо. Эти признаки, а также расположение подписи мэи, являются основными отличиями оправы букэ-дзукури от дзиндати-дзукури.

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана, или дайто, и вакидзаси, или сёто. Последний был просто уменьшенной копией меча катана. Вместе они образовывали пару мечей дайсё (большой и малый). Если все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё сороимоно.


К этому же типу относится и коси-гатана — короткий меч, ранее называвшийся танто: его носили в паре с тати. Коси-гатана не имел гарды и носился заткнутым за пояс, как и все мечи оправы букэ-дзукури. Среди купечества, которому было запрещено ношение длинного меча, большое распространение получил тиисаи-гатана. Этот меч походил на вакидзаси, но отличался очень богатой оправой, пестро раскрашенными ножнами, что подчеркивало богатство их владельцев в противоположность более скромному (в идеале) стилю воинов-самураев.

Очень редко и обычно на коротких мечах, оправленных в стиле букэ-дзукури, встречался маленький крючкообразный выступ сори-цуно или ориганэ, направленный в сторону рукояти. Выступ располагался на внешней (аиотэ) стороне ножен и удерживал ножны за поясом. Мечи в оправах дзиндати-дзукури и букэ-зукури имеют внешнюю сторону с разных сторон от лезвия.

Ножны мечей оправы букэ-lзукури часто имели расположенные возле устья прорези хицу для крепления различных аксессуаров: когатана, когай, варибаси и умабари. Когатана всегда располагался на внутренней, прилегающей к телу стороне ножен ура, а когай — на внешней стороне (амотэ). В ножнах носили максимум два таких предмета.


Термины деталировки мечей и ножей. 


  • Аси — обручи на ножнах мечей, оправленных в стиле дзиндати-дзукури.
  • Кабуто-ганэ — головка рукояти мечей, оправленных в стиле дзиндати-дзукури.
  • Касира — головка рукояти мечей, оправленных в стиле букэ-дзукурй.
  • КоДзири — наконечник ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури. Мог отсутствовать.
  • Коигути — устье ножен.
  • Куриката — выступ с прорезью, расположенный ниже устья ножен на 1 /6 их длины на лицевой стороне. Служил для крепления шнура для подвешивания ножен.
  • Кутиганэ — металлическое кольцо, охватывающее устье ножен.
  • Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча;
  • Мэнуки — орнамент на рукояти меча.
  • Обитори — петли, крепящиеся к обручам аси.
  • О-сэппа — большие шайбы на мечах, оправленных в стиле ДзинДати-Дзукури.
  • Сагэо — шнур для подвешивания ножен в мечах, оправленных в стиле букэ-Дзукури.
  • Самэ — кожа ската, которой обтягивалась рукоять меча.
  • Сая — ножны.
  • Саядзири или иси-дзуки — наконечник ножен мечей, оправленных в стиле дзиндати-дзукури
  • Сая-ито — обмотка ножен шелковым шнуром.
  • Сэмэганэ — кольцо на ножнах.
  • Сэппа — шайба, охватывающая хвостовик у гарды.
  • Фути — муфта на рукояти. Цуба гарда. цука — рукоять.
  • Цука-ан - орнамент на рукояти мечей, оправленных в стиле дзиндати-дзукури.
  • Цука-ито — обмотка рукояти.


Хандати косираэ. Смешанный тип оправы. Меч хандати имел головку рукояти, наконечник ножен и кольцо на них как у оправы дзиндати-дзукури, но вместо обручей аси у него было крепление куриката и носили его за поясом лезвием вверх, как мечи в стиле букэ-дзукури. Ножны никогда не имели дополнительных аксессуаров. Меч этого типа носили и с гражданским платьем, и с доспехами.


Сирасая или ясумэ-дзая. В России изделия с данного типа называют ширасайя. Эта простая оправа изготовлялась из древесины магнолии и использовалась вместо настоящей оправы для временного хранения полосы меча. Данный тип оправы не имел гарды и украшений. На ножнах часто наносили информацию о полосе меча. Эта иероглифическая надпись называлась саягаки. для хранения настоящей оправы в нее вставлялся бамбуковый аналог меча чунаги. Оправа сирасая в эпоху Мэйдзи и позднее преобладала среди изделий оружейников: им не хватало мастерства, чтобы делать более сложные оправы.


Сикоми-дзуэ. Оправа сикоми-дзуэ («меч-трость») получила распространение после революции Мэйдзи. Клинки мечей были прямыми и тонкими. для их изготовления использовалась не очень качественная сталь, поэтому зачастую полосы мечей имеют значительные дефекты. Ножны и эфесы по форме обычно напоминают бамбук или старые деревянные палки. В некоторых оправах имеются спрятанные и выскакивающие с помощью пружины гарды.



Гунто косираэ. Оправа гунто косираэ (кю гун-то, син гун-то или кай гун-то) появилась в эпоху Мэйдзи. По регламенту тех лет все офицеры армии и флота империи получили сабли западного стиля, изготовленные поточным способом на фабриках. Однако в период Второй Мировой войны большинство армейских и флотских офицеров носило самурайские мечи, отделанные в стиле гунто косираэ.


Нодати («полевой меч») представлял собой меч с клинком более 1 м. и общей длиной около 1,5 м., некоторые экземпляры достигали более 2 м. в длину. Меч использовался только пехотинцами, носившими его за спиной или на плече. Астару, вооруженные нодати, обычно не надевали доспехов, либо использовали их облегченный вариант, чтобы не сковывать движений при ударах с большим замахом. Часто тип нодати трактуют как увеличенный тати (то есть относят к типу дзиндати-дзукури), но это неверно, поскольку тип оправы косираэ характеризуется способом ношения меча.

Синоби гатана, или ниндзя-то. В строгой иерархии японского холодного оружия и, в частности, мечей синоби-гатана или ниндзя-то является исключением. Ни один другой тип оружия не окружен таким количеством различных домыслов, ни один достоверный японский источник не сообщает о прямом черном мече, имеющем не менее десятка хитроумных приспособлений, который якобы носили ниндзя. Нет таких мечей и в музеях ниндзя в Японии!

Меч синоби не мог сильно отличаться от самурайских мечей. Во-первых, прямой меч не мог быть такого же качества, как слегка изогнутый, так как естественный изгиб полосы меча являлся следствием специфической японской закалки. Во-вторых, прямой меч функционально уступал в бою слегка изогнутому. В-третьих, будучи мастерами маскировки, синоби часто поступали на службу к противнику, и если бы их вооружение радикально отличалось от вооружения остальных самураев, то разоблачение было бы неминуемым. В-четвертых, способ ношения длинного меча, особенно с рукоятью у правого плеча, наискось за спиной, является чрезвычайно неудобным для молниеносного вытаскивания в случае необходимости даже при длительной тренировке.
Наиболее правдоподобным объяснением этого интересного феномена, вероятно, является следующее: ниндзя были вооружены обычными для эпохи и региона мечами, которые, возможно, отличались незначительными деталями, например, более массивной и крепкой гардой Оба или более длинным шнуром сагэо.

Информация взята из книги К.Носова "Японский меч" - скачать книгу автора целиком можно по этой ссылке.


Классификация японских мечей