0 р.
Оформить заказСегодня среди специалистов по японскому оружию существуют несколько устоявшихся классификаций японских мечей, или нихон-то, как говорят в Японии. В этой статье, опираясь на справочную литературы, мы рассмотрим основные типы этих классификаций, а так же основные особенности и признаки мечей, опираясь на которые можно отнести исследуемое изделие к тому или иному типу японского оружия.
Наиболее популярными системами классификации японского оружия являются выделение типов по длине клинка, времени изготовления и типу оправы.
Классификация по длине клинка. Сяку - японская мера длины, равная 30,3 см.
Классификация по времени изготовления клинка представлена в таблице ниже.
Одной из самых интересных классификаций японских мечей является выведение подтипов изделий на основании, оправы, или убранства меча. Отталкиваясь от неё специалисты выделяют следующие разновидности японского оружия.
Кэн и тёкуто. Это наиболее старые из известных японских оправ прямых мечей и к настоящему времени их сохранилось лишь несколько. Часть из них — однолезвийные тёкуто, другие — обоюдоострые кэн или цуруги. Хотя некоторые исследователи считаю что кен и цуруги - это не тип оправы, а отдельный вид мечей, заимствованный японцами из Китайской империи и Кореи. В этом есть доля правды, так как находки цуругу на территории Японии являются самыми древними, и вероятней всего данный тип мечей был привезён переселенцами на японские острова с материка.
Дзиндати-дзукури или Тати косираэ. К этому типу оправы относятся богато декорированные тати, носившиеся в торжественных случаях придворной знатью даймё. Мечи в оправе дзиндати-дзукури всегда носили лезвием вниз, подвесив у бедра с помощью шнура, пропущенного в кольца или петли на ножнах. Существует более 10 разновидностей оправы тати, отличающихся по форме и украшению гарды, цвету и орнаменту лакировки ножен, числу и расположению мон (геральдического значка), стилю деталей эфеса и ножен. Такое многообразие связано с тем, что японский этикет четко регламентировал тип оправы меча соответственно рангу вельможи или типу церемонии.
Император и вельможи высшего ранга носили богато оправленный сёдзоку-тати («придворный мундирный меч»), тати называвшийся синно-тати («настоящий тати»). При прямом или слегка изогнутом клинке он имел длинную, покрытую кожей ската самэ — рукоять, инкрустированную полудрагоценными камнями; гарду ситоги-цуба в форме крестовины, с петлями с обеих сторон. Металлические детали обычно золотились или даже целиком изготавливались из золота. Придворные среднего ранга и большинство даймё, приезжавших ко двору на время, носили кугэ-тати или эфу-но-тати («меч дворцовой гвардии»), аналогичный вышеописанному, но без украшения полудрагоценными камнями. Вместо них рукоять декорировалась мелкими железными гвоздиками с позолоченными шляпками.
С доспехами или при езде верхом носили итамаки-но-тати («меч, обмотанный нитью»), который позднее был известен как сая-маки-но-тати («ножны, обмотанные нитью»). У этого вида оправы не только рукоять, но и верхняя часть ножен была плотно обмотана шелковым шнуром. Как правило, обмотка была белая, на основе из пурпурной и золотой парчи и покрывала ту часть ножен, которую обычно придерживали левой рукой, вытаскивая меч. Меч этого типа при хранении ставился вертикально рукоятью вниз в специальную подставку тати-какэ, изготовленную из лакированной древесины. Мечи иных типов помещались горизонтально лезвием вниз на обычную подставку для мечей катана-какэ. Часто встречался вариант итамаки-но-тати, который назывался сиридзаяно-тати («меч с ножнами на ягодице»): у него ножны ниже обмотки покрывались мехом тигра или вепря.
Кабуто-ганэ и саядзири были одинаковыми по форме и размеру (обычно около 2,5 см) и имели на обеих сторонах большие вырезы, сквозь которые была видна поверхность рукояти или ножен. Кабуто-ганэ снабжались двумя металлическими ручками, соединяющимися на одной стороне и образующие маленькое кольцо мусуби-ганэ или сарутэ. К этому кольцу крепился темляк — короткий кожаный двойной шнур с металлическими кисточками. Иногда саяДзири продлевалось с разных сторон ножен, и закреплялось на определенных расстояниях металлическими скобами сэмэганэ. Если же наконечник ножен был коротким, имелось только одно декоративное кольцо сибабики, располагавшееся на 1/4 длины ножен. Между ним и устьем ножен помещалось два обруча аси грушевидной формы, каждый из которых имеел украшенныЙ выступ с продолговатой прорезью для двух коротких ременных петель обитори из замши или золотой парчи. К ременным петлям узлом привязывался длинный узкий ремень — также из замши или жестой золотой парчи, который обматывался на талии и завязывался узлом или, реже, прикреплялся металлической пряжкой. У некоторых тати, носившихся с доспехами, обитори заменялись цепочками кусари (например, у хёгогусари-но-тати).
Кабуто-ганэ и саядзири были одинаковыми по форме и размеру (обычно около 2,5 см) и имели на обеих сторонах большие вырезы, сквозь которые была видна поверхность рукояти или ножен. Кабуто-ганэ снабжались двумя металлическими ручками, соединяющимися на одной стороне и образующие маленькое кольцо мусуби-ганэ или сарутэ. К этому кольцу крепился темляк — короткий кожаный двойной шнур с металлическими кисточками. Иногда саядзири продлевалось с разных сторон ножен, и закреплялось на определенных расстояниях металлическими скобами сэмэганэ. Если же наконечник ножен был коротким, имелось только одно декоративное кольцо сибабики, располагавшееся на 1/4 длины ножен. Между ним и устьем ножен помещалось два обруча аси грушевидной формы, каждый из которых имел украшенный выступ с продолговатой прорезью для двух коротких ременных петель обитори из замши или золотой парчи. К ременным петлям узлом привязывался длинный узкий ремень — также из замши или жесткой золотой парчи, который обматывался на талии и завязывался узлом или, реже, прикреплялся металлической пряжкой. У некоторых тати, носившихся с доспехами, обитори заменялись цепочками кусари (например, у хёгогусари-но-тати).
На рукояти мечей такого типа помещалась цука-аи («эфесная пара»), соответствующая мэнуки у мечей в оправе букэ-дзукури, и обычно представляющая сочетание из трех повторяющихся значков мон владельца, сделанных из позолоченного металла или золота. При оправе дзиндати-дзукури ножны мечей никогда не несли на себе таких аксессуаров, как когатана, когай и пр.
Букэ-дзукури, или утигатана косираэ. Мечи, оправленные в этом стиле, носили засунутыми за пояс, а не подвесив сбоку, как дзиндати - дзукури. На ножнах отсутствовали обручи аси, вместо них имелся выступ куриката, через который пропускался шнур сагэо. Эти признаки, а также расположение подписи мэи, являются основными отличиями оправы букэ-дзукури от дзиндати-дзукури.
Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана, или дайто, и вакидзаси, или сёто. Последний был просто уменьшенной копией меча катана. Вместе они образовывали пару мечей дайсё (большой и малый). Если все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё сороимоно.
К этому же типу относится и коси-гатана — короткий меч, ранее называвшийся танто: его носили в паре с тати. Коси-гатана не имел гарды и носился заткнутым за пояс, как и все мечи оправы букэ-дзукури. Среди купечества, которому было запрещено ношение длинного меча, большое распространение получил тиисаи-гатана. Этот меч походил на вакидзаси, но отличался очень богатой оправой, пестро раскрашенными ножнами, что подчеркивало богатство их владельцев в противоположность более скромному (в идеале) стилю воинов-самураев.
Очень редко и обычно на коротких мечах, оправленных в стиле букэ-дзукури, встречался маленький крючкообразный выступ сори-цуно или ориганэ, направленный в сторону рукояти. Выступ располагался на внешней (аиотэ) стороне ножен и удерживал ножны за поясом. Мечи в оправах дзиндати-дзукури и букэ-зукури имеют внешнюю сторону с разных сторон от лезвия.
Ножны мечей оправы букэ-lзукури часто имели расположенные возле устья прорези хицу для крепления различных аксессуаров: когатана, когай, варибаси и умабари. Когатана всегда располагался на внутренней, прилегающей к телу стороне ножен ура, а когай — на внешней стороне (амотэ). В ножнах носили максимум два таких предмета.
Термины деталировки мечей и ножей.
Хандати косираэ. Смешанный тип оправы. Меч хандати имел головку рукояти, наконечник ножен и кольцо на них как у оправы дзиндати-дзукури, но вместо обручей аси у него было крепление куриката и носили его за поясом лезвием вверх, как мечи в стиле букэ-дзукури. Ножны никогда не имели дополнительных аксессуаров. Меч этого типа носили и с гражданским платьем, и с доспехами.