0
0
0

Ножны и рукоять катаны

Ножны и рукоять катаны

По-японски ножны именуются словом «сая», или «сайя», и их классический вариант обладает некоторыми национальными особенностями. Дело в том, что знакомый всем нам по кинофильмам зловещий скрежет, с которым герои извлекают оружие на свет, есть не более чем выдумка звукорежиссеров. Возможно, рыцарские мечи или палаши кавалергардов скрипели, покидая темное пристанище, но только не катана и тати. Умело изготовленные сайя практически не сжимают сталь в своих деревянных объятиях, клинок лежит внутри относительно свободно, зафиксированный лишь острием и прецизионно подогнанной муфтой хабаки.

Принято считать, что самыми изысканными и утонченными являются простые деревянные ножны, покрытые стойким черным лаком роиро-уруси без каких-либо дополнительных украшений. С точки зрения химии традиционный японский лак представляет собой невероятно стойкий и прочный природный полимер, отвердевший сок особого «лакового» дерева, не боящийся ни воды, ни царапин (в пределах разумного). Часто его комбинировали с предварительными аппликациями, резьбой, заливая прозрачным слоем растительный орнамент или изображения родовых гербов. Популярны также обмотки тесьмой, золоченой фольгой и так далее.

По материалам и конструкции японские ножны не отличаются от прочих — две половинки из плотного, крепкого дерева (обычно магнолии) склеивались вдоль, а уже потом красились, лакировались или обтягивались кожей. Насчет последней нужно заметить, что такой стиль был мало распространен, в крайнем случае кожу крыли лаком. Но в древности, в периоды Нара и Хэйан, витязи любили украсить ножны шкурами медведей, кабанов, тигров.

Ножны со шнуром сагэо

В зависимости от способа ношения (тати или катана) сайя оснащались либо скобой куриката для продергивания шнура сагэо, либо обоймами аси с петлями обитори для подвески на пояс. Для дополнительной стяжки деревянных частей использовали добавочные кольца сибабики и сэмэганэ. Нижний торец укреплялся стаканом итидзукэ, порой настолько глубоким, что длинные «усы» амаои охватывали ножны более чем наполовину.

ножны с обитори и итидзукэ

Устье сая называется «кои-гути», или «кои-гуити», то есть «рот карпа», а его окантовка выполняется из рога или металла (кути-ганэ). Назначение понятно: укреплять вход в ножны, не позволяя половинкам разойтись. Кроме того, именно кои-гути тщательно подгонялось к муфте хабаки так, чтобы обеспечить одновременно плотную и легкую посадку. Благодаря грамотному сопряжению и продуманной геометрии этих деталей ухоженный меч никогда не выпадал из ножен самопроизвольно, требуя нажима на цубу, но никогда и не заедал на выходе, иначе владельца поджидала скорая гибель.

Хабаки - муфта, которая фиксирует клинок в ножнах, очень важная деталь в конструкции катана. Правильно подогнанная пара кои-гуити/хабаки представляет собой герметичную пробку, препятствующую попаданию в ножны воды и пыли. Перед тем как обнажить клинок, следует мягко нажать на цубу большим пальцем левой руки, сняв его тем самым с мертвой точки. Если посадка излишне тугая, это могло стоить жизни. Степень расширения хабаки вбок и по вертикали обуславливает плавность хода, а талант мастера проявлялся в умении интуитивно подобрать оптимальную конусность для конкретных меча и ножен.

Хабаки бывают цельные (хито-касанэ) или составные (вари-хабаки), из двух тщательно подогнанных деталей. Честно говоря, непонятно, для чего это делалось, так как никакого практического смысла — по крайней мере очевидного — в этом нет.

Муфты хабаки

Встречаются хабаки, обернутые тонкой (0,1 мм) серебряной или даже золотой фольгой, края которой с невероятной точностью подогнуты по торцам. Несмотря на кажущуюся эфемерность конструкции, такая система доказала удивительную жизнеспособность и стабильность в веках. Вдобавок поверхность фольги, как правило, декорировалась разделкой в стиле «осенний дождь» («сигурэ»), «проливной дождь с ветром» («сино»), «кошачьи царапины» («нэко-гаки») или «следы метлы», выполненной с неподражаемым искусством в лично мне непонятной технике. Вроде бы как тянули линии штихелем, который в конце движения наволакивал впереди себя буртик металла, образуя «каплю».


Это не просто декоративный прием, но и функциональный элемент — риски уменьшают площадь соприкосновения муфты с коигуити, не ослабляя герметичности. Как известно, полированные поверхности имеют склонность «прихватываться» тем охотнее, чем лучше детали притерты друг к другу. Влага и пыль усугубляют опасность, насечка же снимает проблему. С аналогичной целью внутренняя часть патронников крупнокалиберных пулеметов и скорострельных пушек иногда покрывается мелкими продольными рисками для облегчения экстракции гильзы. Хабаки дорогих мечей и танто украшались гербами владельца, гравированными силуэтами цветов и птиц, фигурными отверстиями и так далее.

Эта маленькая полезная деталь является настолько специфической и обязательной принадлежностью традиционных мечей, что без нее немыслим внешний облик ни тати, ни ножа, ни нагинаты. Даже копья имели своеобразные хабаки для перераспределения изламывающих усилий и плавной передачи их от клинка к древку. Об этом стоит помнить производителям современных реплик, поскольку без хабаки никакой меч «японским» не становится, даже при наличии абсолютно всех прочих компонентов.

Сэппа - уплотнительные шайбы, вставляющиеся между хабаки и цубой, или цубой и фути. Изменяя толщину сэппа и их количество, легко выбрать люфты между торцом рукояти и муфтой, чтобы весь набор не дребезжал от малейшего удара.

Плоскость шайб никак не обрабатывалась, но их ребро разделывали мелкими лепестками или зубчиками, чеканили, нарезали дольками, и так далее. Материалом служили латунь, медь, сякудо, но ценные мечи имели порой золотые сэппа. Очень часто мы сталкиваемся с комбинацией различных металлов, обычно — латунь-сякудо, медь, серебро и т. д. При этом основа обернута соответствующей фольгой, края которой тщательно подвернуты по ребру и внутри окна накаго ана на специальные, фантастически аккуратно вырезанные скосы.

Цука - рукоятка катаны. В зависимости от назначения и типа оружия оформлялась по-разному. Старинные, парадные и придворные экземпляры часто имеют покрытые кожей, металлом, эмалями рукоятки, вплоть до сплошной резной слоновой кости.

Но самой удобной, функциональной, а потому популярной считается обмотка по коже ската. При первом взгляде на меч именно характерный вид «ромбиков» вдоль рукоятки сообщает нам о его национальной принадлежности. Обмануться невозможно — только японские мечи отличаются подобным стилем. Хотя идея обматывать рукоять пришла на острова с запада, из Кореи и Китая, там никогда не применяли широкую тесьму с подкруткой в местах пересечения витков, такой прием можно считать японским «ноу-хау», дающим очень хороший результат. Разумеется, оплетка делается не только шелковой или хлопчатобумажной тесьмой, но и, например, китовым усом, кожей, ротангом, круглым шнуром, толстой нитью, проволокой и т. д.

Преимущество в том, что правильно сделанная оплетка держится на основе чрезвычайно крепко, а витки взаимно перехлестывают друг друга так, что поочередно оказываются прижатыми сверху. Если во время боя один или даже несколько будут разрублены, система не расползется и позволит окончить битву.

Разновидностей плетения («маки») много, только официально зарегистрировано свыше семидесяти форм, но реально применяются лишь несколько наиболее простых и функциональных. Принцип, в общем-то, один, различия состоят в деталях, основная доля которых была придумана и внедрена в период Эдо. Вот несколько примеров.

Оплетка цукамаки

Оплетка цукамаки

Оплетка цукамаки

Оплетка цукамаки

Для качественной оплетки используется не какая угодно, а специальная шелковая тесьма своеобразной плотной фактуры и ощутимой толщины (порядка 1 мм). Ширина подбирается в соответствии с типом меча и колеблется от 10 мм (для катана и тати) до 5 мм (для танто). Более точные цифры дает реальная длина рукоятки и опыт цукамакиши (оплетчика), потому что намотка — дело сложное, династийное, имеющее собственные школы и направления, великих мастеров и фамильные тайны. Цвет может быть самый разный (в армии регламентировался уставом), но классикой считаются черный, темно-красный, коричневый и золотистый.

Важнейшим показателем качества является то, как исполнен финальный узел. Этот жанр, именуемый «маки-домэ», чем-то напоминает ремесло иллюзионистов, ловких творцов внешних эффектов, скрывающих порой удивительную простоту идеи. Хотя узлы гарантированно (прежде всего) обеспечивают надежность оплетки в целом, их облик наводит на мысль о головоломках, простых и неразрешимых одновременно. Один специалист сказал: «Финальный узел — это всегда чуть-чуть клея и много-много обмана». Хотя большинство узлов кажутся одинаковыми, техника их вязания различна и зависит не в последнюю очередь от формы головки. Как уже отмечалось, торец рукояти всегда завершается металлической насадкой. Базовых типов два: неглубокий колпачок «касира» («цука-гасира») либо гораздо более основательная «кабуто-ганэ», напоминающая ковшик. Первый тип применялся на всех клинках, кроме тати (нюансы наверняка имели место, но я о них ничего не знаю), второй — почти исключительно на тати.

Оплётка цукамаки

Как правило, окантовка низа ножен (если она была) и навершие исполнялись в едином стиле, и это тем более явно, чем дороже меч. Рукоятки тати имели также маленькую деталь, которая никогда не встречается у катана — металлическую скобу «сару-тэ» («обезьянья лапка»), продетую в отверстие кабуто-ганэ. Ее присутствие часто определяло характерную форму вязки финального узла. Назначение сару-тэ уходит корнями в глубокое прошлое, когда жива была китайская мода цеплять на меч кисти и темляки.

Обезьянья лапка - Сарутэ

Основа рукоятки всегда деревянная, из двух половинок, вырезанных из древесины «хоноки» (магнолии), расколотой вдоль волокон, чтобы исключить возможность косых трещин в момент нанесения сильного удара. То, чем оборачивалось дерево сверху, могло быть простой или редкостной кожей, лаковой бумагой, шелковыми нитями, парчой, но это причуды. Единственно классический материал — крупнозернистая кожа морского ската, дословно: «самэ-кава». Известно более двадцати видов этой продукции и несколько степеней качества.

Фути и касира - муфта под цубой и навершие рукояти. Обе детали — фути и касира либо кабуто-ганэ — должны быть выполнены одним мастером, из одного материала, с идентичным декором. Если рукоять собрана из разносортицы, то перед нами меч-инвалид.

фути и кассира

Мэнуки - декоративная бляшка. Мэнуки во все времена были парными. Соответственно, если их композиция не симметрична, различают правую и левую мэнуки, предназначенные для крепления на правой и левой сторонах.

Когда самэ-кава используется как есть, без оплетки, бляшки закрепляются просто поверх нее. Такой стиль называется «хари-мэнуки». В остальных случаях они туго фиксируются витками ито.

Что касается расположения, то применяют две позиции. Первая — когда обе детали «сидят» в центре, словно разделяя рукоять пополам, и вторая — когда они слегка разнесены: правая вперед, а левая назад, как раз в те места, за которые мы беремся руками. Это, несомненно, более практичный дизайн, так как выпуклые, распирающие оплетку мэнуки точно ложатся в ладонь, уплотняя захват. Центральный вариант декоративнее, но не столь удобен в бою.

Рукоятка в сборе есть прочная система, цельная деталь, которая мягко и плотно насаживается на хвостовик, закрепляясь единственным элементом — бамбуковой, костяной или металлической шпилькой «мэкуги». Разборка производится в обратном порядке, быстро и без проблем. Оковка торца (особенно «кабуто-ганэ») позволяет наносить мощные тычковые удары, дополнять ими технику уколов и рубки, не опасаясь разрушения конструкции. Немаловажный фактор, игравший когда-то заметную роль: оплетенная тесьмой рукоять в принципе не способна скользить в руке, даже если та по локоть в свежей крови и жире от рассеченных тел. Ни сухость, ни дождь, ни мокрый снег не снижают надежности захвата, что, увы, никак не свойственно большинству сабель, шашек и мечей.

Информация взята из книги В.Хорева "Японский меч. 10 веков совершенства". Скачать книгу целиком можно по этой ССЫЛКЕ.


Ножны и рукоять катаны