0
0
0

Цуба - материалы и типы.

Цуба - материалы и типы.

Вне всякого сомнения, самой заметной и прекрасной (после клинка) деталью японского меча является его цуба, то есть гарда. Мастера изготовители цуб назывались цубако. Если представить себе некую усредненную цубу, нетрудно заметить ряд общих элементов, присутствующих у абсолютного большинства изделий.

Самыми заметными деталями в абрисе любой цубы являются: овальная площадка «сэппа-дай» в центре, а также окна «когай-ана» и «козука-ана», предназначенные для выхода рукояток данных предметов, чтобы владелец имел возможность извлекать их, не выдвигая клинка. «Ана» — отверстие, иногда называемое также «хицу», то есть «прорезь». Вы можете встретить термины «когай-хицу» и «козука-хицу», а также обобщающее понятие «рё-хицу», что подразумевает оба окна сразу.

Нетрудно заметить явные отличия их просвета: козука-ана всегда овально, тогда как когай-ана имеет вид трилистника. Но это классика, и большое количество цуб продырявлены двумя одинаковыми окнами той или иной конфигурации. Изредка встречаются произвольные контуры треугольного, квадратного либо вообще фривольного очертания. Если цуба предназначалась только для тати, она вообще не имела окон.

Цуба

Цубы, изготовленные специально для катан, имеют единственное окно козука-ана с внутренней стороны. Довольно часто одно из окон или оба сразу заделаны медной («суака») либо оловянносвинцовой («савари») пломбой, именуемой «хицу-умэ». Абсолютно непонятно, зачем это делалось, точнее — почему кто-то когда-то изготовил большую цубу для длинного меча с обеими окнами. Уж либо вообще без них, либо только козука-ана.

Цуба

Точно посередине мы видим клинообразное окно накаго-ана, через которое проходил накаго — хвостовик меча. Чтобы цуба не вихляла на клинке, если окно чуть большего размера, нежели хвостовик, в нижний и верхний углы накаго-ана обычно вбиты кусочки мягкого цветного металла (латунь, медь). Слегка подпиливая или расплющивая податливые фрагменты, мастер обеспечивал индивидуальную подгонку данной цубы к данному мечу. Назывались такие вкладки «кути-бэни».

окно накаго-ана

Наиболее распространённые типы цуб.

Мару-гата - круглые цубы. Самый распространённый вид цуб. При этом цуба считается мару-гата не зависимо от элементов дизайна по краям, главное чтобы цуба сохраняла круглый абрис.

цубы мару-гата

Нагамару-гата, или даэн-гата - овальные цубы. Своеобразной переходной формой от круглых к четырехугольным служат овальные цубы в виде удлиненного, или вытянутого круга. Порой это чистый круг, слегка сдавленный по вертикали (горизонтальных овалов не было и нет), порой — скругленный квадрат или прямоугольник (нагэгаку-гата). В зависимости от величины скругления экземпляр ближе либо к той, либо к другой группе. Это очень распространенная категория цуб, во всяком случае они популярнее строго четырехугольных.

Цубы нагамару-гата

Каку-гата - четырёхугольные цубы. Современные кинематографисты снабдили ловких ниндзя прямыми мечами с огромной квадратной цубой, имеющей вогнутые, как у бубнового туза, стороны. На самом деле прямоугольные или квадратные цубы были популярны в самурайской среде во все времена, но абсолютное большинство их скруглены. Вероятно, именно такие изделия пользовались любовью настоящих ниндзя, так как действительно могли служить ступенькой, если прислонить меч к стене. Пусть их размер и толщина отличались в большую сторону (чуть-чуть), зато они не вызывали подозрений у бдительных охотников за шпионами.

Цубы каку-гата

В данную категорию также входят трапециевидные (аори-гата) цубы, порой изрядно скругленные.

Мокко-гата - цубы с долчатым силуэтом. По сути, мокко — это круглые и овальные цубы, имеющие «ломтики», точно у дыни, по аналогии с чем и были названы. Глубина врезки «лепестков» изменяется от почти незаметной до весьма солидной, в результате чего форма из простой мокко становится «ири-мокко» («глубокая мокко»). Обычно долей четыре, но известны также пяти, шести и восьмилепестковые варианты.

Цубы мокко-гата

Многоугольные цубы. Это не очень распространенная форма, и мы лишь изредка встречаемся с цубами, имеющими вид шести или восьмиугольника. Названия таких цуб являются производными от «каку» («квадрат»). Шестиугольник — «року-каку», восьмиугольник — «хати-каку», двенадцатиугольник — «дзюни-каку». Чаще всего мы встречаемся с восьмиугольниками.

Многоугольные цубы

Аои-гата. Является разновидностью «мокко», образованной четырьмя характерными лепестками, как у цветка китайской мальвы. Если лепестки разомкнуты симметричными промежутками в форме «сердца» (такой элемент в Японии известен как «иномэ», или «кабаний глаз»), форма называется «иномэ-ни-аои», или «эгурикоми-мокко».

Цубы аои-гата

Кавари-гата - цуба произвольной формы. Слово «кавари» переводится как «произвольный, изменчивый». В эту категорию входят изделия с внешним рисунком, образованным элементами, которые мастер расположил в соответствии лишь с собственной фантазией, не стремясь жестко вписать их в одну из традиционных форм. Но, по правде сказать, большинство таких цуб являются либо круглыми, либо овальными, либо какими-то еще, а незначительные выступающие и вдавленные участки отнюдь не разрушают общего контура.

Кикку-гата - цубы в виде цветка хризантемы. Довольно редкий вид.

Сё - цубы для коротких мечей и ножей. Применялись при монтаже рукоятей хамидаси, танто и соразменых им изделий.

Цубы сё

Вплоть до XVI века большинство цуб были тяжелыми коваными изделиями из железа или цветных металлов, да еще вдобавок анонимными. Оружейники не делали их «на вынос», а просто комплектовали каждый новый меч. Но довольно быстро (по историческим меркам) производство дисков выделилось в особый род искусства, и каждый самурай мог заказать уникальный экземпляр, сообразуясь с личными финансовыми возможностями. Помимо раритетов, опытные цубако накапливали изрядный ассортимент авторских работ, и перед буси вставала проблема выбора. Как уже говорилось, комплекты «дайсё» оснащались парными цубами и прочими деталями монтировки, над созданием которых потрудились одни и те же руки.

С точки зрения материала сплошные железные цубы выглядят более прочными, но и ажурная прорезная работа «сукаси» не ослабляла конструкцию, так как в ход шел не однородный металл, а многослойный кованый пакет с высокоуглеродистыми фрагментами. После обработки эти включения, так называемые тэккоцу, четко проступали на ребре пластины в виде светлых зерен различной формы. Они поправу считаются одним из фундаментальных классификационных признаков, точно водяные знаки на ценных бумагах. Форм тэккоцу довольно много.

Использование в ранних цубах чистой красной меди не столь нелепо, как может показаться на первый взгляд. Будучи мягким и податливым, этот металл обладает своими особенностями. Вопервых, после холодной ковки прочность изделия возрастает многократно, настолько, что оно приобретает даже некоторую упругость. А во-вторых, уникальная вязкость меди защищает от острого клинка едва ли не лучше железа среднего качества. Такая цуба будет смята, но не срезана, и руки останутся целыми.

В период Эдо большую популярность в качестве материала для цуб, равно как и прочих комплектующих, приобрела редкая и дорогая разновидность бронзы —знаменитый сплав «сякудо», включающий, по некоторым свидетельствам, до 70% золота. После специальной протравки поверхность принимала стойкий, неповторимо глубокий цвет, иссиня-черный и теплый одновременно, который не может быть получен никаким иным способом. Благодаря этому сякудо великолепно сочетается с другими традиционными сплавами: не менее знаменитым медно-серебряным «сибуити» и медно-цинко-свинцовым «сэнтоку». Сочетание искристо-холодных и бархатисто-теплых тонов порождало удивительную гармонию «инь-ян», вообще характерную для большинства японских, китайских и корейских изделий.

Когда романтические времена «эпохи воюющих провинций» сменились относительно спокойным бытием под сенью могучего сёгуната Токугава, грозная утилитарность военных мечей уступила место изящному декору, и самым заметным представителем этого направления становится семья Гото, концентрат потомственных ювелиров и художников по металлу. Изощренные, выполненные с большим вкусом работы полностью соответствовали запросам самураев новой формации (разумеется, представителей высших слоев, так как Гото были официальными мастерами сёгуната). Характерным стилевым признаком их изделий является высокий рельеф по спокойному фону и обилие золота. Эта выигрышная манера пришлась по душе современникам. Тотчас возникло множество вторичных школ (например Исигуро, Ивамото), заполнивших рынок превосходными цубами, менее всего напоминавшими простые и практичные диски прежних веков.

Государственная политика конца XVI — начала XVII веков ограничила ввоз иностранных товаров в Японию. Китайцы и «южные варвары» («намбан»), купцы из Голландии и Португалии допускались только в порт Нагасаки. В результате у целого ряда мастеров пробудилось очарование европейскими обычаями, оружием и причудами. Например, Ёсицуги был одним из многих, кто начал развивать синтетическое направление, комбинируя европейские элементы с китайскими драконовыми и цветочными линиями и завитками, что в итоге привело к появлению стиля «намбан». В работе использовалось хрупкое волокнистое железо со сквозным (сукаси) и сплошным (нуномэ) узором, преимущественно из переплетенных драконов, растительных и животных орнаментов, чеканных ободков и декоративных прямоугольников. На протяжении всего XVII века преобладание художественного начала выразилось в еще большей декоративности, а на рубеже XVIII столетия развитие окончательно двинулось по пути изощрения техники, колористики и применения драгоценных металлов. Неоправданный приоритет отдается легким в обработке золоту (кин), серебру (гин), упомянутым сякудо и сибуити. Технология декорировки также претерпевает заметные сдвиги. Если поверхность старых железных цуб полностью отражала чисто японское понимание красоты, таящейся в нарочито грубых следах ковки или в разделке «под камень», то облик преемников излишне шикарен. Виртуозность гравировки, глубина и точность рельефа, безукоризненность многоцветных фонов и планов топят в себе живое естество. Это не сибуй, не дзен и не простота чайной церемонии, а мертвое и холодное совершенство.

Подводя итог, можно утверждать, что в действительности «золотым веком» цубы были смутные, кровавые времена Муромати и Момояма. Именно тогда изготовлено наибольшее число железных дисков, позже признанных классикой самурайской эстетики (стили Овари, Онин и т. д). Не роскошь и блеск, а суровая незамысловатость и функциональность — вот качества, достойные настоящей цубы, при одном взгляде на которую в тиши музейных коридоров слышатся бешеное ржание коней и сухой лязг роковых клинков!

Информация взята из книги В.Хорева "Японский меч. 10 веков совершенства". Скачать книгу целиком можно по этой ССЫЛКЕ

Цуба - материалы и типы.