0
0
0

Виды японских мечей

Виды японских мечей

В данной статье мы расскажем вам о самых известных видах японского оружия. Особенности, история, применение самых популярных форм японских мечей.

Меч по-японски "нихон-то", данное понятия применимо к любому изогнутому мечу, не зависимо от его длины и оправы, хотя термин мог применяться и к любому мечу вообще, независимо от прогиба. Но всё-так стоит упомянуть, что иероглиф "то" означает в Японии именно изогнутую форму, прямые же мечи именовались кэн.

Кэн, цуруги или тёкуто. Прямые японские мечи, известные еще с эпохи бронзового века. Данная форма была завезена на японские острова первыми переселенцами с континента. Фактически данная форма - это разновидности корейских и китайских прямых мечей. 

Наиболее распространенными были два подвида тёкуто: кадзути-но-цуруги («меч с молотовидной головкой») имел эфес с овальной гардой, оканчивающийся медной головкой в форме луковицы, а камано-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.

Вместе с утверждением в Японии в Vl веке буддизма появляется и новый тип мечей, известный как кэн или цуруги. Эти мечи были прямыми и обоюдоострыми. Рукоять заканчивалась небольшой головкой, кисть прикрывала гарда в форме небольшой шайбы или крестовины ситоги-цуба. В целом гарда имела скорее декоративную функцию. Клинки таких мечей (длиной около 60 см) обычно имели в сечении простую ромбовидную форму, причем центральное ребро на каждой стороне могло отсутствовать или даже заменяться долом. Один из самых известных японских мечей кусанаги-но-цуруги является типичным примером меча кэн.

Японский прямой меч Кэн

Когарасумару. Эпоха прямых мечей длилась до конца Vlll века. Затем в стиле ведения боевых действий произошла перемена: от пехотинца приоритет перешел к конному воину; соответственно изменился и меч. Он стал значительно длиннее, и изменил форму на изогнутую.

Ученые никак не могут установить исторический момент , когда в Японии произошел переход от прямых мечей к изогнутым, самым подходящим кандидатом для такой переходной модели стал меч когарасумару, получивший прогиб по обуху, но сохранивший двустороннюю заточку на половину обуха. На сегодняшний день данная разновидность "нихон-то" является самым древним изогнутым японским мечом.

Японский меч когарасумару

В дошедших  до нас списках древних кузнецов первым автором меча когарасумару назван легендарный кузнец Амакуни из селения Уда в провинции Ямато. Меч был сделан в стиле киссаки-мороха , очень популярном в период Нара , — прямой , а верхняя часть обоюдоострая. Когарасумару переводиться как "маленькая ворона". Легенда гласит , что в 782 году этот меч украла ворона , что и дало ему название . С другой стороны , форма меча напоминает клюв вороны. Служительница усыпальницы Великой Идзэ подарила Когарасумару императору Камму (781-80 6 гг.) . Меч хранился в императорской коллекции и был подарен Тайра Садамори в X веке за победу над Фудзивара Сумитомо и передавался в семье Тайра по наследству долгое время, а затем перешел в собственность семьи Токугава. В настоящее время «Маленькая ворона» вновь хранится в коллекции императорской семьи.

Вообщем, всё что нужно знать об когарасумару человеку, который погружен в мир японского оружия неглубоко, можно описать трёмя фразами - это первый и самый древний японский изогнутый меч (первый нихон-то), вероятно когарасумару - переходная модель от кэн к тати и катане, меч имеет двустороннюю заточку. Остальная информация опциональна и для общего, так сказать, развития.

Тати. Меч тати древнее чем катана. Самым старым из подписанных мечей был, вероятно, тати, выкованный мастером Сандзё Мунэтика. Слово тати произошло вероятно от "тати киру", что значит рубить надвое. Самый древний меч, на котором стояли и имя кузнеца, и дата изготовления, выгравированные на хвостовике, относится к 1159 г. и был сделан мастером Намихира Юкимаса.

Меч тати был принадлежностью конного воина и пехотинца при доспехах, но постепенно выродился в атрибут парадного костюма. В отличии от катаны, которая была оружием пешего воина, тати был длиннее, массивней и имел более выраженный прогиб по обуху. На скаку удобнее рубить, нежели колоть, и длина клинка должна быть такой, чтобы можно было достать припавшего к земле противника. На гравюрах часто можно встретить мечи тати, сая (ножны), которых украшены мехом кабана, леопарда или медведя. Способ ношения тати прост и удобен: меч подвешивали к поясу слева, используя специальный шнур, лезвием (прогибом) вниз, высоко и практически горизонтально.

Иногда у тати (но никогда — у катана) встречается архаичный тип оформления рукояти без оплетки, при котором кожа ската (самэ-кава) или любая иная крепилась на клею продольной вереницей гвоздиков. Бляшки мэнуки монтировались непосредственно на поверхность. Позднее этот стиль сохранился как принадлежность драгоценных подарочных изделий.

Меч тати

Как оружие славных сражений в чистом поле, тати полностью утратил свое назначение в годы Токугавского сёгуната. После этого тати постепенно утрачивает свои непосредственные боевые функции и превращается в парадное и церемониальное оружие. Кадзари-тати - богато украшенный тати. Мечами тати награждали генералов, придворная аристократия даймё носила тати в качестве богатого элемента костюма.

Нодати - полевой меч. Нодати - очень большой тати, двуручный меч размером более трёх сяку (90 см.). Применялся японской пехотой против конницы противника. Большим массивным клинком можно было дотянуться и нанести непоправимый урон всаднику или лошади.

Габариты нодати диктовали особые требования к способу ношения меча. Если обыкновенную катану просто засовывали за пояс, обыкновенный тати подвешивали, как саблю (только высоко и почти горизонтально), то годати носили за спиной или на плече. Применялись подобные предметы во время крупномасштабных столкновений в чистом поле, поэтому и назывались «нодати» («полевой тати») или просто «ното» («полевой меч»).

Меч нодатиСпособ ношения нодати

Пристрастие к длинным клинкам неожиданно воскресло уже в XVI веке, в знаменательный период войн великого объединителя (точнее, основоположника идеи объединения) Японии Ода Нобунага. Известно, что им использовались целые подразделения пехотинцев, оснащенных мечами с клинком в 1,5–1,8 м, а также соразмерными нагинатами для «выкашивания» конницы.


Катана. Говорим японский меч, подразумеваем катана. Самая популярная форма японского меча, известная во всём мире. Слово «катана» не менее древнее. Оно могло произойти от «ката-ха» (клинок с одним лезвием — необоюдоострый). Катана - меч пешего воина. Среднестатистическая катана короче тати и обладает меньшим прогибом. Длинный клинок неудобен для пешего, так как он непременно зацепит землю, если опустить руку вниз, а такая потеря времени означает смерть. Прогиб также не случаен: чем прямее оружие, тем удобнее им колоть. В итоге реальный опыт автоматически сформировал тот тип, что знаком нам сегодня.

Длина рукоятки составляет 25–30 см, а длина рабочей зоны (нагаса) — от цубы до острия — около 75 см. Безусловно, рост и длина рук конкретного владельца могут изменять эти цифры в большую или меньшую сторону. Убранство катана отличается от слегка варварской роскоши тати. Ее декор может быть передан словами «скромность», «элегантность», в крайнем случае — «сдержанный шик», но не более. 

Катана

Именно в монтировке катана наиболее отчетливо проявились традиционные черты японского понимания красоты, сформулированные четырьмя формулами «измерения прекрасного» — ваби, саби, и сибуй. Ваби — это отсутствие чего-либо нарочитого, вычурного, броского, то есть, в представлении японцев, вульгарного. Это мудрая сдержанность, красота простоты. Саби — дословно «ржавчина». Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста. Их привлекает темный цвет старого дерева, замшелый камень в саду и т. д. Категория саби выражает связь искусства с природой. Но ваби и саби — слова старинные, и постепенно их стали употреблять совместно, слитно, как одно понятие. Так родилось популярное слово сибуй. Если спросить японца, что это означает, он ответит: «Сибуй — то, что человек с хорошим вкусом называет красивым». Таким образом, сибуй — окончательный приговор в оценке предмета.

Коси-гатана и вакидзаси. Данные мечи относится к категории соэдзаси, или мечей спутников, которые носили с основным мечом. Коси-гатана (утигатана) - хронологически древнее, носился вместе с тати на пояснице и, как правило не имел гарды. Вакидзаси - уменьшенная катана, носился на поясе остриём к верху и имел цубу уменьшенного образца, если сравнивать с цубой у катаны. Само слово вакидзаси переводится как - "воткнутый сбоку". Если катана и вакидзаси были изготовлены в едином стиле оправы, то такая пара называлась дайсё. Мечи с разным оформлением дайсё не являлись. Длина данных мечей была до 2-х сяку, то есть до 60 см.. Данный тип японского меча мог использоваться самураями для ближнего боя.

Малый меч (сёто) всегда сопровождал своего хозяина, где бы тот ни находился. Тогда как «тяжелое вооружение» строгие правила этикета предписывали оставлять у входа в чужой дом в особом месте (за исключением откровенно враждебного визита), вакидзаси допускался даже во дворце в качестве некоего последнего рубежа обороны. Иногда его так и называли: «хранитель чести». Но при всей своей малости хороший вакидзаси в опытных руках оставался смертоносным орудием. Ведущие школы кэн-дзюцу имели в арсенале утонченные и эффективные техники владения этим предметом, приспособленные к баталиям непосредственно в тесноте домашних покоев, притом на коленях или почти лежа.

Меч вакидзаси

Говоря о вакидзаси, необходимо подчеркнуть следующий момент: его ношение разрешалось практически всегда и повсеместно (кроме Окинавы) даже представителям низших сословий — торговцам, мастеровым и так далее. Если не принимать в расчет короткие периоды наиболее яростного преследования нарушителей закона, присутствие за поясом простолюдина малого меча было делом обыкновенным. Ношение же дайто (катана и тати) было прерогативой воинов самураем и аристократии даймё. Хотя длилось это не так долго, в результате так называемых катана-гари ("охота за мечами") к концу правления сёгуната Токугава население было практически разоружено и только отпетые головорезы решались носить меч открыто. Простому человеку в качестве средства защиты остался только танто.

Танто. Если уменьшить катану мы получим вакидзаси, если уменьшить вакидзаси мы получим танто. Вообще танто довольно общий термин, который может применятся к широкой категории коротких мечей. Основным отличием  танто от мечей типа хамидаси или айкути является наличие выраженной цубы. Размер танто как правило был около 1-го сяку, или 30 см..

Танто

Цука (рукоять) танто могла иметь оплётку как у катаны и вакидзаси, а могла и не иметь, а быть обтянутой только кожей скатом. В качестве соидзаси танто мог иметь более мелкие ножи - когай или кодзуку.

Хамидаси. боевой нож, аналогичный танто во всем, за исключением цубы, которая настолько мала, что окна ана (хицу) оказывются незамкнутыми, словно разорванными, отчего и произошло название. 

Хамидаси

Айкути - дословно означает «подогнанное», или «приведенное в соответствие» устье (имеется в виду соответствие рукояти и ножен в зоне стыка). Это один из наиболее распространенных стилей монтировки ножей, представленный как различными размерами (длина клинка от 15 до 30 см), так и всевозможнейшими материалами.  Известны даже айкути-вакидзаси. Отличительной особенностью стиля является характерное сопряжение переднего торца рукоятки и устья ножен по принципу «выступ-впадина», но возможен и вариант простого металлического ободка или без него. При этом стык практически незаметен.

Айкути

Айкути-стык ножен

Айкути мечем не считался, даже не смотря на то, что некоторые айкути могли не уступать размерами вакидзаси. Данный нож использовали для добивания поверженного, находящегося на земле противника. Согласно самурайскому кодексу чести добивать противника, находящегося на земле мечом было нельзя, поэтому для этого использовался айкути.

Ёрой-доси - короткий меч для пробивания доспеха. Данный тип имел утолщенный обух и более узкое полотно клинка, нежели танто или айкути. Оправа ёрой-доси могла быть разнообразной.

Сирасая (ширасайя) - не является каким-то отдельным типом меча, это лишь вариация оправы клинка. Ширасайя может быть и катаной, и вакидзаси, и танто. Весь смысл подобного оформления клинка меча заключается в сохранении его полотна. Другими словами вариант оправы ширасайя - это просто чехол для хранения меча, так в Японии хранили клинки. Сая и цука изготавливались из магнолии или палисандра. Ширасайя довольно популярный форм-фактор катаны в России. И действительно, в таких мечах есть какое-то очарование простоты, только дерево и сталь, ничего не отвлекает вас от созерцания красоты клинка.

Ширасайя

Сикомидзуэ - так же вариант оправы клинка. Меч оформленный в стиле сикомидзуе подразумевал скрытое ношение. Как правило рукоять и сая выполнялись в форме бамбуковой трости. Сикомидзуэ мог быть как прямым (кэн) так и изогнутым. Иногда клинок сикомидзуэ мог довольно причудливо повторять форму бамбуковой сая.

Сикомидзуе

Ниндзя-то (синоби-гатана, синоби-кэн) - самый противоречий из японских мечей. Представление об оружии ниндзя формировалось в массовом сознании не без помощи Голливудских фильмов соответствующей тематики. Любой мальчишка,сегодня знает, как выглядит этот предмет — не очень длинный прямой клинок, квадратная цуба и черная рукоять с набором ядов и иголок внутри. Разумеется, цубу метали как сякэн, а через трубчатые ножны дышали под водой и плевались отравленными шипами.

Ниндзя-то (синобигатана)

Согласно словам Хацуми Масааки, ниндзято были разных форм и размеров. Однако чаще всего они были короче катан, используемых самураями. С прямым клинком, но все равно слегка изогнутым. Типичный ниндзято был больше похож на вакидзаси, имевший рукоятку, как у катаны и размещавшийся в таких же ножнах. Это давало возможность выхватить меч быстрее противника и к тому же одурачить его, так как такая маскировка никоим образом не выдавала истинную сущность ниндзя. Свободное место в ножнах могло использоваться для хранения или сокрытия другого инвентаря или необходимых вещей. Более короткий клинок в ряде случаев было недостатком, так как противник мог значительно сократить дистанцию, но в ряде поединков это же было и преимуществом, так как ниндзя мог в полной мере использовать малую длину клинка, например, в иайдо-поединке, когда нужно вытащить меч и поразить противника как можно быстрее. Другие исследователи, впрочем, полагают, что более короткий клинок давал преимущество ниндзя в том плане, что его было куда легче скрыть и, что немаловажно, он давал преимущество в случае боя в помещении: стены и потолки значительно препятствовали использованию самураями катаны в некоторых приёмах нападения.

Но есть и полярное мнение. В частности в работе Нава Юимо «Хиссёно хэйхо. Ниндзюцу-но кэнкю» («Всепобеждающеевоенное искусство. Исследования ниндзюцу», Токио, 1972 г.) говорится следующее -  "Рукоять была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета.В отличие от стандартных мечей, под оплетку не закладывали мэнуки. Цуба была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей. Никаких украшений на них не было, зато на конец надевали отточенную железную головку кодзири. В скобу куригата вдевали более длинный, чем обычно, — до 3,6 м — шнур сагэо, сам же клинок был относительно коротким. И все! Ни в музее ниндзюцу в Ига Уэно, ни в усадьбе ниндзяясики в городе Конан нет прямых клинков. Прямые мечи ниндзя не описаны ни в работах историков, ни в энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, такие мечи — выдумка кинематографистов."

Виды японских мечей