Трёхслойная полировка
Полировка меча является одним из самых важных этапов в обработке клинка. Помимо чисто эстетических функций, позволяющих отчётливо обозначить узор линии хамона, длительный процесс полировки помогал усилить антикорозионные свойства клинка. Особенно это актуально для традиционных углеродистых клинков из стали тамахаганэ, которые использовали самураи в древности. За счет полировки поверхность клинка выравнивается и сглаживаясь, не позволяет проникать микрочастицам влаги внутрь кристаллической решетки металла. Для клинков из современных сталей, практическое значение трехслойной полировки минимально, так как современные стали сами по себе значительно лучше сопротивляются коррозии.
Традиционная полировка меча состоит из трёх этапов, все этапы производятся на водных камнях различной зернистости.
Предварительная полировка (синадзитоги) - начальный этап, осуществляется на грубых абрразивных камнях. В данном этапе участвуют три камня - арато (200-300 грит), бунсуй (натуральный песчаник 280-320 грит), кайсей (400 - 600 грит).
Промежуточная полировка. Данная стадия проходит на камнях нагура и учигумори. Камней нагура - две штуки, так же как и камней учигумори. То есть на этом этапе клинок полируется на 4-рех камнях.
На этапе нагура это камни - Тю-нагура - 800 грит. Может быть как натуральным, так и искусственным,
Кома-нагура - 1200-1500 грит. На этапе учигумори это камни: Учигумори ха-mo (для выведения рисок после предыдущего камня на всей поверхности клинка и для прояснения хамон), Учигумори дзи-mo. Он применяется только для заточки кромки лезвия и выявления узора дзихада, расположенного выше линии хамон. С этого момента и далее спинка и зона выше ребра синоги уже больше не полируются.
Окончательная полировка (сиагэтоги).Камни на этом этапе имеют вид пластинок бумажной толщины. Эти пластинки площадью в несколько кв. см. удерживаются пальцами, а потому носят название «пальцевые камни«. Они наклеиваются на полупрозрачную бумагу и все вместе покрывается лаком. Использование таких камней дает возможность выявить в металле такие скрытые, трудноуловимые нюансы, как ниэ, ниои и уцури (узор внутри хада, напоминающий хамон). За целый день работы обычно истирается всего лишь один камень. Вот некоторые из них:
Ха-зуя. Этот камень представляет собою тонкие пластинки из бруска учи-гумори, покрытые особой пастой.
Такая паста приготавливается из порошка, образующегося от трения пластинок Uehigumori между собой, смешанного с бикарбонатом натрия. По окончании данного этана поверхность стали туманная и белая.
Дзи-зуя. Такой брусок изготавливают из тонкой пластинки камня Marutaki, которая наклеивается на бумагу и все вместе покрывается лаком. Использование этого абразива заставляет металл темнеть, что еще больше проявляет узор Jihada.
Нугуи. Это последняя стадия в процессе полировки. Абразивный материал представляет собой тонкую суспензию окиси железа в растительном масле. Как и предыдущий камень, нугуи темнит сталь и отчетливо проясняет скрытые аспекты структуры.